Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N -720/2022 (УИД 42RS0002-01-2022-000328-92) по иску Грасюкова Владимира Гавриловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о перерасчете размера пенсии, по кассационной жалобе Грасюкова Владимира Гавриловича на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Грасюкова Владимира Гавриловича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грасюков Владимир Гаврилович (далее по тексту - Грасюков В.Г.) обратился в Беловский городской суд Кемеровской области с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу) о признании незаконными решения от 10 июня 2009 г. N 353, решения об отказе в перерасчете пенсии от 17 ноября 2021 г. N 760241/21, обязании произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости, перерасчет стажа, выплатить разницу между вновь начисленной пенсией и выплаченной пенсией за период с 26 октября 1996 г. по 1 января 2022 г.
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 29 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Магаданской области
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Грасюкова В.Г. отказано.
Грасюков В.Г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г. отменить.
Неявка ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Грасюков В.Г. является получателем досрочной пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" с 26 октября 1996 г.
При постановке 1 июня 2009 г. на учет прибывшего из УПФР в г. Магадане выплатного дела Грасюкова В.Г. Управлением ПФР в г. Белово и Беловском районе выявлено, что в трудовой стаж неправомерно зачтен работой период учебы с 1 ноября 1959 г. по 26 апреля 1961 г. в Профессиональном техническом училище N 5 г. Кемерово и пенсия выплачивается в завышенном размере, в связи с чем было принято решение привести размер трудовой пенсии по старости Грасюкова В.Г. в соответствие с нормами пенсионного законодательства с 1 июня 2009 г. (с даты постановки на учет), введя период с 1 ноября 1959 г. по 26 апреля 1961 г. учебой.
Грасюков В.Г. неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о перерасчете размера пенсии, которые были рассмотрены, и даны ответы с подробным расчетом назначенной пенсии.
Решением от 17 ноября 2021 г. N 760241/21, пенсионный орган, рассмотрев заявление Грасюкова В.Г. о перерасчете пенсии от 11 ноября 2021 г, в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии в удовлетворении заявления отказал. Из текста указанного решения следует, что какие-либо дополнительные документы о стаже и заработке до 1 января 2002 г. для перерасчета размера пенсии Грасюков В.Г. не представил, оснований для перерасчета размера пенсии нет.
Грасюков В.Г, не согласившись с пенсионным органом, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 18, 21, 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что расчет размера пенсии Грасюкову В.Г. при ее назначении впервые был произведен на основании представленных документов, а в последующем был пересчитан и приведен в соответствие с нормами действующего законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии по старости и оснований для удовлетворения исковых требований Грасюкова В.Г.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
На момент установления Грасюкову В.Г. трудовой пенсии по старости в 1996 году порядок назначения пенсий регулировался Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".
Статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" было установлено, что пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Советом Министров РСФСР.
В статье 16 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" было указано, что пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
Согласно статье 93 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
При назначении Грасюкову В.Г. 26 октября 1996 г. пенсии в стаж пенсионным органом засчитаны периоды: с 5 августа 1959 г. по 31 октября 1959 г. - период работы в Беловской автобазе; с 1 ноября 1959 г. по 26 апреля 1961 г. - период обучения в ПТУ N 5 г. Кемерово; с 5 мая 1961 г. по 4 ноября 1961 г. - период работы на заводе "Кузбассрадио"; с 20 ноября 1961 г. по 28 сентября 1964 г. - период военной службы по призыву; с 24 ноября 1964 г. по 1 сентября 1965 г. - период работы на заводе "Кузбассрадио"; с 4 сентября 1965 г. по 24 ноября 1966 г. - период работы на Наладочном участке N 2 от управления "Энергоуголь"; с 24 декабря 1966 г. по 11 апреля 1967 г. - период работы в ЦЭММ "Беловуголь"; с 24 апреля 1967 г. по 1 мая 1968 г. - период работы в Сетевом районе треста "Беловуголь"; с 15 мая 1968 г. по 30 сентября 1968 г. - период, работы в Кемеровском монтажном управлении треста "Промсвязьмонтаж"; с 5 ноября 1968 г. по 1 июля 1974 г. - период работы на Ферганском заводе Азот; с 9 августа 1974 г. по 30 июня 1986 г. - период работы на Магаданском деревообрабатывающем заводе: с 6 августа 1986 г. по 24 октября 1996 г. - период работы в Магаданском пассажирском автотранспортном предприятии. Всего общая продолжительность стажа составила 50 лет 5 месяцев 19 дней.
Пенсия рассчитана Грасюкову В.Г. в максимальном размере - 75 процентов заработка, а также установлена компенсационная выплата.
В период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие с 1 января 2002 г. (далее по тексту - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Таким образом, действовавшим в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ был предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ за весь период, начиная с 1 января 2002 г, производится индексация расчетного пенсионного капитала, в соответствии с коэффициентами, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, подлежит валоризации (повышению) с 1 января 2010 г. Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
С учетом всех произведенных индексаций и перерасчетов по страховым взносам, на дату смены места жительства - выезда из г. Магадан (31 мая 2009 г.) размер пенсии Грасюкова В.Г. составлял 9 620, 53 рублей (6305, 53 рублей - страховая часть трудовой пенсии, 3 315 рублей - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии с учетом северного коэффициента 1, 7).
При постановке 1 июня 2009 г. на учет в связи со сменой жительства пенсионным органом была произведена оценка пенсионных прав Грасюкова В.Г. по состоянию на 1 января 2002 г. по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ как наиболее выгодного варианта определения размера пенсии, при котором периоды обучения, при расчете пенсии по данному пункту в общий трудовой стаж не включаются, общий трудовой стаж составил 39 лет 7 месяцев 16 дней, а также учтено, что при выезде граждан, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости на 1 июня 2009 г. составлял 2 925 рублей. В связи с изложенным размер пенсии Грасюкова В.Г. по состоянию на 1 июня 2009 г. составил - 9 205, 44 рублей (6 280, 44 рублей - страховая часть трудовой пенсии, 2 925 рублей - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии), то есть меньше на 415, 09 рублей (исключение периода учебы из стажа привело к уменьшению размера пенсии на 25, 09 рублей, уменьшение размера пенсии на 390 рублей произошло в силу неприменения коэффициента района Крайнего Севере, поскольку при переезде из районов Крайнего Севера такой коэффициент не применяется).
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым введен иной порядок расчета размера пенсии.
Размеры страховых пенсий определяется по правилам статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено правило о ежегодной индексации фиксированной выплаты с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Грасюкову В.Г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, которая уже была назначена до 1 января 2015 г. пересчитана с учетом индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 2015 года, путем деления страховой части пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г. на стоимость пенсионного коэффициента 64, 10, и с учетом всех индексаций размер пенсии по состоянию на 1 января 2020 г. составил 28 461, 05 рублей (19 931, 67 рублей - страховая пенсия, 8 529, 38 рублей - фиксированная выплата к страховой пенсии для лиц имеющих 15 лет стажа в районах-Крайнего Севера, для сравнения для лиц не имеющих стажа в районах Крайнего Севера фиксированная выплата составляет 5 686, 25 рублей), по состоянию на 1 октября 2021 г. составил 30 254, 30 рублей (214, 319 (ИПК)х98, 86рублей (стоимость одного пенсионного коэффициента) + 6 044, 48рублей (фиксированная выплата по части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") + 3 022, 24 рублей (повышение фиксированной выплаты в связи с наличием стажа работы в РКС)), по состоянию на 26 октября 2021 г. Грасюкову В.Г. как лицу, достигшему возраста 80 лет, и имеющему полный стаж работы в РКС, установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 9 066, 72 рублей (6044, 48 рублей + 3 022, 24 рублей), общий размер пенсии составлял 39 321, 02 рублей (214, 319 (ИПК) х 98, 86 рублей (стоимость одного пенсионного коэффициента) + 6 044, 48 рублей (фиксированная выплата по части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") + 3 022, 24 рублей (повышение фиксированной выплаты в связи с наличием стажа работы в РКС) + 6 044, 48 рублей (повышение фиксированной выплаты в связи с достижением 80 лет) + 3 022, 24 рублей (повышение фиксированной выплаты имеющему стаж в РКС и достигшему возраста 80 лет)).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, с учетом установленных по делу обстоятельств, суды обоснованно исходили из того, что расчет размера пенсии по старости произведен Грасюкову В.Г. в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех периодов трудовой деятельности, нарушений пенсионных прав Грасюкова В.Г. не установлено.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Грасюкова В.Г. об отсутствии у пенсионного органа оснований для исключения периода его обучения из страхового стажа, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В связи с вступлением с 1 января 2002 г. в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ оценка пенсионных прав Грасюкова В.Г. была осуществлена путем конвертации в соответствии с положениями статьи 30, пенсионным органом выбран более выгодный вариант расчета пенсии по пункту 3 статьи 30 данного Закона. В случае исчисления пенсии Грасюкова В.Г. по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер его пенсии уменьшился бы еще больше. Как верно указано судом апелляционной инстанции в апелляционном определении расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555, 96 рублей, то есть, максимальный размер пенсии ограничен, независимо от страхового стажа, тогда как при определении расчетного размера трудовой пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ ограничений нет, с учетом большого стажа работы истца наиболее выгодным вариантом определения расчетного размера трудовой пенсии является порядок, установленный пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который не предусматривает возможность включения в стаж периодов получения профессионального образования.
Действия пенсионного органа соответствовали требованиям закона, поскольку отвечали интересам Грасюкова В.Г, исходя из наиболее выгодного варианта расчета пенсии при оценке его пенсионных прав.
Доводы кассационной жалобы Грасюкова В.Г. о несогласии с суммой на которую был уменьшен размер его пенсии являются несостоятельными, поскольку уменьшение размера пенсии на 25, 09 рублей было связано с исключением периода обучения из стажа, уменьшение размера пенсии на 390 рублей произошло в связи с переездом из районов с применением районных коэффициентов и перерасчетом фиксированного базового размера пенсии.
Из материалов пенсионного дела следует, что размер данной составляющей по состоянию на 1 июня 2009 г. установлен в размере 2 925 рублей, что соответствует положениям части 4.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в редакции от 30 декабря 2008 г, действовавшей на момент переезда истца из Магаданской области и назначении пенсии - 1 июня 2009 г. При этом, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размерах, указанных в пунктах 4.2 - 4.9 настоящей статьи, независимо от места жительства гражданина (пункт 4.10 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ). Размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный пунктом 1 (применимый к истцу) составляет 1 950 рублей, в связи с чем доводы о необходимости применения районного коэффициента к базовой части пенсии не основаны на законе.
Доводы кассационной жалобы Грасюкова В.Г. об отсутствии у пенсионного органа по новому месту жительства права изменять размер уже назначенной пенсии, также основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.
Статья 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусматривала общий порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий, а в пункте 6 статьи 19 этого Закона указано, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается - бессрочно.
Данные нормы не исключают обязанности пенсионного органа по новому месту жительства пенсионера производить расчет уже назначенной ему пенсии.
Такая обязанность территориального пенсионного органа, в том числе по вынесению распоряжения о перерасчете, индексации и корректировке размера пенсии, вытекает и из Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 15п, Минтруда Российской Федерации N 18 от 16 февраля 2004 г.
При поступлении пенсионного дела территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера оформляет распоряжение о постановке дела на учет и продлении выплаты пенсии. Пенсионным органом в г. Белово новая пенсия Грасюкову В.Г. не назначалась, а произведена корректировка размера в соответствии с действующим законодательством.
Доводы, приведенные Грасюковым В.Г. в кассационной жалобе и в дополнениях к ней, не могут повлечь отмену принятых по делу судебных постановлений, поскольку сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением его позиции относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора и произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Грасюкова Владимира Гавриловича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.