Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Гылкэ Д.И., судей Катанаевой А.С., Колпаковой А.В., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-212/2022 (91OS0000-01-2022-000330-59) по административному исковому заявлению СНТ "Школка" о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе СНТ "Школка" на решение Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, пояснения представителя административного истца Пономарева Н.А, представителя Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А, представителя министерства строительства и архитектуры Республики Крым Загорулько В.А, заслушав заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
Советом Министров Республики Крым 30 декабря 2015 г. принято постановление N 855 "Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Крым", пунктом 1 которого утверждена Схема территориального планирования Республики Крым вместе с Положением о территориальном планировании.
Положением о территориальном планировании, являющимся приложением к Постановлению Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. N 855 (в редакции от 28 февраля 2022г.) утвержден пункт 5 раздела 1.6. "Сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения в области курортной и туристской деятельности", в котором отображены сведения о планируемом в городском округе Ялта объекте - "Создании на территории Республики Крым современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, гостиничного комплекса и детского санатория" (номер на карте 1.51, код вида объекта 602010701).
СНТ "Школка" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующей Схему территориального планирования Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. N 855 в редакции от 28 февраля 2022г. (далее - Схема) в части информации о планируемом к размещению объекте в сфере курортной и туристской деятельности, размещение которого возможно потребуется на испрашиваемом СНТ "Школка" земельном участке, согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Истец указывает на то, что министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым по результатам рассмотрения его заявления от 7 октября 2021 г. о предварительном согласовании предоставления СНТ "Школка" земельного участка площадью 63409 кв. м, расположенного на территории г. Ялта Республики Крым в районе ул. Субхи, 8 августа 2022 г. приняло решение, оформленное письмом N, которым со ссылкой на нормы оспариваемой Схемы отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Считает, что Схема противоречит положениям Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 г. N 320-3PK/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым" (далее-Закон N 320-3РК/2016).
Решением Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления СНТ "Школка" о признании нормативного правового акта недействующим в части, отказано.
В апелляционной жалобе представитель СНТ "Школка" считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования СНТ "Школка".
Выражая несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии у СНТ "Школка" прав на испрашиваемый земельный участок и, как следствие, об отсутствии нарушения таких прав, автор жалобы указывает на то, что положениями Закона N 320-3PK/2016 по сути урегулирован упрощенный порядок переоформления или оформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, исключительно садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями граждан, которые имеют возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования такими земельными участками, в том числе, объединениями, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю.
Наличие вступивших в законную силу судебных актов по другому административному делу подтверждает наличие права пользования испрашиваемым земельным участком.
Вывод суда о том, что во вступивших в законную силу судебных актах по ранее рассмотренным административным делам не был установлен факт осуществления административным истцом садоводства, по мнению апеллянта, не подтверждает отсутствие права пользования у СНТ "Школка" испрашиваемым земельным участком, а свидетельствует об ошибочном толковании судом положений закона. Ссылаясь на апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 29 мая 2018 г. по административному делу N 33а-4158/2018, автор жалобы указывает на то, что вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу установлен факт осуществления гражданами, впоследствии ставшими членами СНТ "Школка", садоводческой деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Алексеров Д.А, представитель Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца Пономарева Н.А, представителя Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А, представителя министерства строительства и архитектуры Республики Крым Загорулько В.А, заслушав заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом оспаривания по настоящему делу являются заявленные административным истцом требования об оспаривании Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 г. N 855 в редакции от 28 февраля 2022г. в части информации о планируемом к размещению объекте в сфере курортной и туристской деятельности, размещение которого возможно потребуется на испрашиваемом СНТ "Школка" земельном участке.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно частям 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящиеся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
Понятие объектов регионального значения приведено в пункте 19 статьи 1 ГрК РФ. Такими объектами признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 названного Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 ГрК РФ).
Статья 7 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" регламентирует порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования Республики Крым. Решение о подготовке схем территориального планирования Республики Крым, в том числе внесение изменений в такие схемы, принимается Советом министров Республики Крым.
Порядок утверждения схем территориального планирования Республики Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым 9 декабря 2015г. N 779.
Организацию рассмотрения и согласования схемы территориального планирования Республики Крым обеспечивает Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Минстрой Крыма), являющееся заказчиком ее разработки.
Утверждение схемы территориального планирования Республики Крым осуществляется Советом министров Республики Крым на основании документов и материалов, представленных Минстроем Крыма в соответствии с пунктом 12 вышеуказанного порядка.
Из совокупного истолкования норм части 8 статьи 213 КАС РФ следует, что для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить, что нормативный правовой акт имеет нарушения процедуры принятия (опубликования) и (или) нормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Проанализировав представленные в суд апелляционной инстанции доказательства соблюдения процедуры принятия, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое Постановление N 855 в редакции от 28 февраля 2022 г, которым утверждена оспариваемая Схема, принято в соответствии со статьями 14, 15, 16 Гр К РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 7 Закона Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", пунктом 13 Порядка утверждения Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 9 декабря 2015 г. N 779.
Указанные обстоятельства не оспаривались административным истцом в процессе рассмотрения дела.
Оснований не согласиться с выводами суда в части соблюдения порядка принятия нормативных правового акта судебная коллегия не усматривает.
Нет оснований не согласиться и с выводами суда об отсутствии совокупности условий несоответствия нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом в установленном порядке, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в указанном им аспекте.
Судебная коллегия признает верными итоговые выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.
Данные выводы суда по сути своей являются правильными, вследствие чего доводы жалобы о неверном определении юридически значимых обстоятельств, отмену обжалуемого судебного акта не влекут.
Как следует из пункта 4 раздела "Городской округ Ялта" таблицы 1 приложения 10 к Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, являющейся приложением к Закону Республики Крым от 9 января 2017 г. N 352-ЗРК/2017 в редакции от 30 мая 2018 г. "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года", принятого Государственным Советом Республики Крым 28 декабря 2016 г. (далее-Стратегия) на территории г. Ялта было утверждено планируемое размещение объекта регионального значения в области курортной и туристской деятельности - "Создание на территории Республики Крым современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, гостиничного комплекса и детского санатория".
Включение проекта "Создание на территории Республики Крым современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, гостиничного комплекса и детского санатория (ООО "Инвестиционная группа "Крым") в Стратегию осуществлено на основании предложений администрации города Ялта Республики Крым закрепленных в протоколе заседания рабочей группы по вопросам предложений для внесения в Стратегию социально-экономического развития Республики Крым от 1 августа 2016 г.
Согласно обжалуемой Схемы, в ней воспроизведена содержащаяся в Стратегии информация о планируемом к размещению на территории г. Ялта объекта регионального значения в области курортной и туристской деятельности - "Создание на территории Республики Крым современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, гостиничного комплекса и детского санатория".
По мнению административного истца, наличие данного объекта в Схеме нарушает его права, поскольку на основании этого СНТ "Школка" было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, ввиду наложения его месторасположения на местонахождение планируемого объекта регионального значения.
Вместе с тем довод административного истца о не соответствии оспариваемой Схемы законодательству, имеющему большую юридическую силу, со ссылкой на незаконность непредоставления СНТ "Школка" конкретного земельного участка, правового значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеет.
В данном случае истец фактически оспаривает правомерность правоприменительного решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым об отказе в предоставлении земельного участка. Однако при рассмотрении настоящего дела в рамках абстрактного нормоконтроля суд не вправе проверять законность такого решения. СНТ "Школка" вправе обжаловать его в установленном законом порядке.
Помимо этого, сами по себе доводы о наличии в Схеме информации о планируемом к размещению объекте в сфере курортной и туристской деятельности, размещение которого возможно потребуется на испрашиваемом СНТ "Школка" земельном участке, носят предположительный характер и быть основанием для признания недействующим нормативного правового акта (оспариваемой Схемы) не могут.
Как следует из материалов дела Постановлением Совета министров Республики Крым 30 декабря 2015 N 855 в редакции от 28 февраля 2022г. утверждена Схема территориального планирования Республики Крым, которая содержит в себе Положение о территориальном планировании, содержащее в том числе раздел 1.6. Сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения курортной и туристской деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. N 10 в редакции от 9 августа 2018 г. "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793" (далее-Требования) утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, разработанные в целях структурирования и унификации информации об объектах федерального значения, объектах регионального значения и объектов местного значения, необходимые для подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 2 Требований определены следующие понятия: точечный объект (цифровой карты) - объект цифровой карты, метрическое описание которого представлено координатами одной точки (подпункт "о"); атрибут (пространственного объекта) - непозиционная характеристика пространственного объекта с ее качественным или количественным значением (подпункт "п"), картографические условные знаки - применяемые на картах обозначения различных объектов и их качественных и количественных характеристик (подпункт "с").
В силу пункта 11 Требований установлено, что метрика точечного объекта должна содержать координаты точки местоположения центра объекта.
Как следует из пунктов 33, 35 Требований, внемасштабные условные знаки должны применяться для отображения объектов, не выражающихся в масштабе карты. Для формирования внемасштабных условных знаков существующих и строящихся, в том числе находящихся в стадии реконструкции, объектов на фоне основы (подложки) должно размещаться условное изображение объекта (пиктограмма, идеограмма).
Согласно пункту 38 Требований к документам территориального планирования, на картах документов территориального планирования отображаются планируемые к размещению объекты. Уточнение местоположения планируемых к размещению объектов осуществляется на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации.
Согласно части 4 статьи 14 ГрК РФ в положениях о территориальном планировании, содержащихся в территориальных схемах планирования субъекта Российской Федерации, отражаются сведения о местоположение планируемых для размещения объектов регионального значения которые согласно данной нормы в качестве адресного указания содержат только наименование муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта.
Как следует из раздела 1.6 Положения о территориальном планировании, являющегося приложением к Схеме, в пункте 5 содержатся сведения о планируемом объекте - "Создании на территории Республики Крым современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, гостиничного комплекса и детского санатория" и имеется указание на локализацию - в городском округе Ялта, номер объекта на карте - 1.51, код вида объекта 602010701.
На представленной по запросу суда апелляционной инстанции выкопировке из карты Схемы имеющей наименование "Объекты санаторно-курортного назначения" следует, что на карту городского округа Ялта объект под номером 1.51 нанесен в виде внемасштабного условного знака, без точечного отображения данного объекта на карте и без метрического описания его координат.
Данный объект представлен в виде пиктограммы и не содержит привязки к конкретным земельным участкам.
Его ориентировочное местоположение локализовано в пределах городского округа Ялта, без указания точного местоположения внутри территориального образования.
Таким образом, исходя из сопоставления смысла вышеуказанных законодательных норм и содержания представленного текстового и картографического материала обжалуемой Схемы можно сделать вывод, что вопреки доводам административного иска, права административного истца непосредственно обжалуемым им нормативным правовым актом не нарушаются, так как на Схеме размещение объекта регионального значения с установлением его точного расположения и с указанием точек координат, с привязкой к конкретному земельному участку не предусмотрено.
Как следует из пояснений представителя министерства строительства и архитектуры Республики Крым Загорулько В.А. указанный на Схеме объект относится к числу "планируемых", непосредственная возможность строительства объекта регионального значения будет определяться проектом планировки территории муниципального образования город Ялта, следовательно, вопрос возможного строительства объекта на определенном земельном участке и его технико-экономические параметры будет разрешен в документах территориального планирования муниципального уровня.
Исходя из данных обстоятельств, закрепленные в разделе 1.6 пункте 5 Положения о территориальном планировании и в картографическом материале Схемы, сведения о планируемом строительстве регионального объекта, не определяющие его границы и конфигурацию, не могут нарушать права и законные интересы административного истца, в то время как установление такого факта в силу пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим.
С учетом приведенного выше, судебная коллегия также находит не обоснованными доводы административного истца о наличии нарушений прав истца и несоответствия оспариваемой Схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких данных решение суда об отказе в удовлетворении требований следует признать законным и обоснованным. По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального законодательства.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.