Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-222/2022 по административному исковому заявлению Мошновой Иды Ивановны о признании не действующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. N 606 "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" по апелляционной жалобе Мошновой Иды Ивановны на решение Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административного истца Зуевой И.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаевой М.А. и представителя заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Агаповой А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 декабря 2019 г. Правительством Ленинградской области принято постановление N 606 "Об определении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - постановление Правительства Ленинградской области N 606), пунктом 1 которого определён Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень), согласно приложению к данному постановлению.
Названный документ официально опубликован 26 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В пункт 27 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, включено нежилое здание с кадастровым номером 47:01:0107003:3146, общей площадью 2 527 кв. м, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 10.
Мошнова И.И, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером 47:01:0107003:4791, расположенного в указанном нежилом здании, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 27 приложения к постановлению Правительства Ленинградской области N 606, ссылаясь на то, что указанное в нём нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данного объекта недвижимости в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Мошнова И.И. считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Ленинградской области и Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом (далее также - Леноблкомимущество) поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, введению его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого постановления) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 378.2 данного кодекса.
Статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей при принятии оспариваемого Перечня) следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 данной статьи.
Областным законом Ленинградской области от 29 октября 2015 г. N 102-оз "О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что с 1 января 2016 г. на территории Ленинградской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области от 24 ноября 2015 г. N 56 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области" (в редакции, действующей при принятии постановления Правительства Ленинградской области N 606) установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - в размере 2 процентов (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Условия, при наличии одного из которых нежилые здания признаются торговыми центрами, определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 имеет вид: здание, состоящее из 6 этажей, площадью 2 527 кв. м, назначение: нежилое, наименование: торговый центр; в здании расположено 6 объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 47:01:0000000:33150, 47:01:0000000:37445, 47:01:0000000:40868, 47:01:0107003:4698, 47:01:0107003:4791, 47:01:0107003:4798, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 марта 2022 г. (т. 1 л.д. 79 - 82).
Машнова И.И. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 10, назначение и наименование которого: нежилое помещение, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 декабря 2022 г. (т. 1 л.д. 215 - 219).
Земельный участок с кадастровым номером 47:01:0107002:10, площадью 841 кв. м, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146, относится к категории земель: земли населённых пунктов и имеет вид разрешённого использования: под строительство здания торгового центра, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 марта 2022 г. (т. 1 л.д. 76 - 78).
Согласно правовой позиции административного ответчика Правительства Ленинградской области и заинтересованного лица Леноблкомимущества объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 включён в Перечень исходя из того, что он расположен на земельном участке с кадастровым номером 47:01:0107002:10, имеющем вид разрешённого использования "под строительство здания торгового центра", и в результате фактического обследования установлено, что не менее 20 процентов общей площади этого здания используется для размещения торговых объектов (т. 1 л.д. 163 - 164, 166 - 168, 189 - 190, 199 - 201).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления и признавая приведённую правовую позицию административного ответчика и заинтересованного лица обоснованной, суд пришёл к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 включён в Перечень правомерно, поскольку соответствует критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть расположен на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов. При этом суд также указал, что необходимости проведения обследования для определения вида фактического использования здания, в отношении которого возник спор, не имелось, поскольку здание включено в Перечень не по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия с таким выводом суда не соглашается, считает его ошибочным ввиду следующего.
Из материалов дела, в частности, из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 марта 2022 г, договора аренды земельного участка от 17 ноября 2004 г. N 3348-04 и дополнительного соглашения к нему от 16 октября 2006 г. (т. 1 л.д. 76 - 78, 125 - 138), следует, что собственники объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
47:01:0000000:33159 (Герасимов А.И, т. 1 л.д. 209), 47:01:0000000:37445 (Герасимов А.И, т. 1 л.д. 202 - 206), 47:01:0000000:40868 (Васильев С.А, т. 1 л.д. 210 - 214), 47:01:0107003:4698, 47:01:0107003:4791 (Мошнова И.И, т. 1 л.д. 215 - 218), 47:01:0107003:4798 (Шальнов Е.А, т. 1 л. д. 147 -149), расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 47:01:0107003:3146, являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 47:01:0107002:10 (государственная регистрация права Герасимова А.И, Васильева С.А. и Шальнова Е.А. осуществлена 11 апреля 2007 г, Мошновой И.И. - 10 октября 2011 г.). Срок аренды установлен по 26 октября 2053 г.
Арендодателем земельного участка является орган местного самоуправления муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" сформулирована правовая позиция, согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешённого использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); при этом здание (строение, сооружение) признаётся не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, одного лишь вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0107002:10 "под строительство здания торгового центра" без проведения мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 с целью определения возможности его отнесения к объектам, подлежащим включению в Перечень, недостаточно для отнесения его к торговому центру (комплексу).
Доводы административного ответчика Правительства Ленинградской области и заинтересованного лица Леноблкомимущества о том, что в данном деле названное постановление Конституционного Суда Российской Федерации не применимо, так как согласно той же выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 марта 2022 г, для земельного участка с кадастровым номером 47:01:0107002:10 установлен только один вид разрешённого использования "под строительство здания торгового центра", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, исходя из положений статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, запись в ЕГРН о виде разрешённого использования земельного участка не может служить подтверждением установления для земельного участка лишь одного вида разрешённого использования.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённым постановлением Правительства Ленинградской области от 26 января 2016 г. N 6 (далее - Порядок), организационно-техническую работу по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляет Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) (пункт 2);
в целях определения необходимости проведения мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее также - мероприятия), а также в целях подготовки к их проведению Комитет использует сведения, содержащиеся в ЕГРН, документах технического учёта (инвентаризации) и иных документах, ежегодно получаемых в установленном порядке от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 3);
установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется путём проведения их обследования (пункт 4);
для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений правовым актом Комитета создается комиссия (пункт 5).
при обследовании проводится выезд членов комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения зданий (строений, сооружений) и помещений (пункт 6).
члены комиссии имеют право: посещать объекты недвижимости, в отношении которых проводится обследование; проводить измерения объектов недвижимости, осуществлять иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимости (пункт 7);
в ходе обследования осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование здания (строения, сооружения) и помещения, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и помещении (пункт 8);
по результатам обследования комиссия в срок не позднее пяти календарных дней с даты проведения мероприятий составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к данному Порядку (далее - акт обследования) (пункт 10).
Согласно форме акта обследования, приведённой в приложении к указанному Порядку, акт предусматривает описание фактического использования помещений, в частности, указание конкретных помещений в здании (строении, сооружении), их площади, и вид их фактического использования, позволяющие сделать вывод о том, что фактически используется не менее 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 14 этого же Порядка указано, что на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, документах технического учёта (инвентаризации), а также актов обследования Комитет в течение 30 календарных дней определяет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, который утверждается правовым актом Правительства Ленинградской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.
Если полученные в целях формирования перечня объектов на очередной налоговый период сведения, содержащиеся в ЕГРН и (или) документах технического учёта (инвентаризации) в отношении зданий (строений, сооружений) и помещений, включённых в перечень объектов на предыдущий налоговый период на основании акта обследования, соответствуют сведениям, полученным Комитетом при формировании перечня объектов на предыдущий налоговый период, комиссионное обследование таких объектов недвижимости при формировании перечня объектов на очередной налоговый период не проводится.
При отнесении нежилого здания с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 к зданиям, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, использовался Акт обследования здания (строения и сооружения) и помещения от 21 августа 2017 г, согласно которому в здании расположены ресторан "Божале" и магазин "Центр Обуви" ООО "Фэшншуз", площадью 750 кв. м, вследствие чего сделан вывод о том, фактически используется не менее 20 процентов от общей площади здания для размещения торговых объектов, а потому объект недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 соответствует требованиям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д.75).
Однако, вопреки предписаниям Порядка, фотоматериалы, фиксирующие фактическое использование здания и помещений в нём, информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в нежилом здании с кадастровым номером 47:01:0107003:3146, к акту обследования не приложены. Конкретные помещения и их площадь, занимаемые рестораном "Божале", равно, как и магазином "Центр Обуви" ООО "Фэшншуз", и фактически используемые под торговые объекты, в акте не указаны. Расчёт процентного соотношения площади здания и помещений, используемых под торговые объекты, отсутствует.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Акт обследования здания (строения и сооружения) и помещения от 21 августа 2017 г. не позволяет установить, что помещения в объёме более 20 процентов общей площади спорного здания используются для размещения торговых объектов.
В суде апелляционной инстанции обсуждался вопрос, имеются ли иные доказательства, подтверждающие изложенные в акте обследования сведения и выводы.
Как пояснили представители административного ответчика и заинтересованного лица, иные доказательства, кроме тех, которые представлены суду первой инстанции, отсутствуют.
Согласно техническому паспорту нежилого здании с кадастровым номером 47:01:0107003:3146З, составленному филиалом государственного унитарного предприятия "Леноблинвентаризация" Выборгского БТИ состоянию на 29 сентября 2016 г, с экспликацией к поэтажному плану, здание имеет наименование: торговый центр, состоит 6 надземных этажей; в здании расположены помещения, имеющие назначение: теплопункт, помещение, подсобная, лестница, кладовая, туалет, коридор, холл, терраса, обеденный зал, кухня, раздевалка, душевая, совмещённый санузел, комната, пристройка, тамбур.
Общая площадь двух обеденных залов и кухни, которые могли быть использованы под ресторан, составляет 89, 4 кв. м или 3, 54% от общей площади здания, что менее 20 процентов от общей площади здания (том 1 л.д. 109 - 116).
Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 условиям, определённым Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения объекта недвижимость в Перечень, административный ответчик, на которого в силу закона возложена обязанность доказать законность включения объекта в Перечень, не представил.
При таких обстоятельствах имеются основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания административного искового заявления обоснованным судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части и признании оспариваемого нормативного правового акта полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, Мошнова И.И. просила признать недействующими оспариваемые положения постановления Правительства Ленинградской области N 606 с 1 января 2020 г.
Между тем, поскольку при рассмотрении административного дела установлено, что пункт 27 приложения к постановлению Правительства Ленинградской области N 606 вступил в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу в отношении с объекта недвижимости с кадастровым номером 47:01:0107003:3146 со дня его принятия, права неопределённого круга лиц не затрагивает, названный пункт приложения к постановлению Правительства Ленинградской области N 606 подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 г. отменить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 27 приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. N 606 "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационной инстанции общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.