Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-305/2022 по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года, которым административный иск Оводова А.Н, Макарьина А.А, Поплавко О.В. о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N67-н, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N87-н, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N98-н, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года N 102-н, удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующих в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Сидоровой Т.А, настаивавшей на доводах жалобы, представителя административных истцов Оводова А.Н. и Поплавко О.В. - Макарьина Антона Андреевича, а также административного истца Макарьина Андрея Альбертовича, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год).
В пункт 14234 Перечня на 2019 год включён объект: здание, кадастровый номер N, площадью N кв.м, назначение - нежилое, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположенное по адресу: Российская Федерация, Вологодская область, муниципальное образование "Город Вологда", г.Вологда, Говоровский проезд, д.2в, принадлежащий на праве собственности административным истцам.
Приказ с Перечнем на 2019 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 21 ноября 2018 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 24 ноября 2018 года N132 (приказ, Перечень: пункты таблицы 1-8616), - в газете "Красный Север", выпуск от 27 ноября 2018 года N133 (продолжение Перечня: пункты таблицы 8617-14182).
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 15 ноября 2019 года издан приказ N87-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год).
В пункт 790 Перечня на 2020 год также включён указанный выше объект недвижимости.
Приказ с Перечнем на 2020 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 19 ноября 2019 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодическом издании: в газете "Красный Север", выпуск от 23 ноября 2019 года N132, то есть до начала соответствующего налогового периода.
Пунктом 1 приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N98-н утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год).
В пункт 794 Перечня на 2021 год также включено вышеуказанное здание административных истцов.
Приказ с Перечнем на 2021 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 25 ноября 2020 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 24 ноября 2020 года N132 (приказ, Перечень: пункты таблицы 1-10315), - в газете "Красный Север", выпуск от 28 ноября 2020 года N134 (продолжение Перечня: пункты таблицы 10316-15098).
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 18 ноября 2021 года издан приказ N 102-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год).
В пункт 821 Перечня на 2021 год также включён вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером N.
Приказ с Перечнем на 2022 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 18 ноября 2021 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 27 ноября 2021 года N132 (приказ, приложение пункты таблицы 1-120), - в газете "Красный Север", выпуск от 30 ноября 2021 года N133 (приказ, приложение пункты таблицы 121-15188).
Оводов А.Н, Макарьин А.А, Поплавко О.В. обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения заявленных требований, просили признать не действующими указанные пункты Перечней со дня принятия данных приказов; в отношении Перечня на 2022 год административные истцы просили признать не действующим его в оспариваемой части со дня принятия и по 7 апреля 2022 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что принадлежащее на праве собственности административным истцам нежилое здание, включённое в Перечни, не относится к объектам недвижимого имущества, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Административные истцы ссылались на то, что при издании оспариваемых приказов не учтено фактическое использование здания (для проведения занятий по ушу и организации соревновательной деятельности), которое подтверждает несоответствие данного объекта недвижимости признакам объекта налогообложения, предусмотренного вышеуказанной нормой.
Решением Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года административный иск Оводова А.Н, Макарьина А.А, Поплавко О.В. удовлетворён (том 1, л.д.213-228).
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска (том 2, л.д.1-2, том 2, л.д.12-13).
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения (том 2, л.д.15-18.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
При рассмотрении и разрешении административного дела, с учётом положений пункта 7 статьи 378.2, статей 400, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года N3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", статьи 60 Устава Вологодской области, пункта 14 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N874, статьи 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", статьи 5 Закона Вологодской области от 2 мая 2011 года N2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области", суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Департамента имущественных отношений Вологодской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
Проверяя соответствие Перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к выводу о неправомерности включения объекта с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц" на территории муниципального образования "Город Вологда" введён налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года N3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов административного дела следует, что объект недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N поставлено на государственный кадастровый учёт 30 декабря 2015 года с наименованием: "станция технического обслуживания легковых автомобилей".
В Единый государственный реестр недвижимости 5 октября 2016 года внесены сведения об изменении наименования вышеуказанного здания: наименование изменено с: "станция технического обслуживания легковых автомобилей", на: "административное здание".
В Единый государственный реестр недвижимости 23 ноября 2020 года вновь внесены сведения об изменении наименования здания: наименование изменено с: "административное здание", на: "Здание клуба здоровья" (том 1, л.д.79).
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, который поставлен на государственный кадастровый учёт 1 февраля 2011 года; площадь земельного участка: 624 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: "станция технического обслуживания".
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено здание с кадастровым номером N, 16 февраля 2017 года передан администрацией города Вологды в аренду Макарьину А.А, Поплавко О.В.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 3 апреля 2017 года Оводов А.Н включён в состав арендаторов по договору аренды земельного участка (том 1, л.д.101-102).
Постановлением администрации города Вологды от 18 марта 2022 года N 385 изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N с вида разрешённого использования: "станции технического обслуживания", на вид разрешённого использования: "обеспечение занятий спортом в помещениях".
Информация об изменении вида разрешённого использования земельного участка внесена в Единый государственный реестр недвижимости 8 апреля 2022 года.
Сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка на даты утверждения оспариваемых Перечней не имеется.
Как усматривается из представленных технических планов, составленных по состоянию на 30 мая 2016 года и 28 декабря 2019 года, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование: "здание", назначение: "нежилое".
Из экспликации к техническому плану здания, составленному по состоянию на 30 мая 2016 года, следует, что здание включает два этажа и один мансардный этаж; первый этаж состоит из помещений: тамбур, 2 лестничные клетки, туалет, коридор, 13 помещений; второй этаж состоит из помещений: 2 лестничные клетки, 3 коридора, 14 помещений, туалет. Мансардный этаж состоит из помещений: 2 лестничные клетки и 3 помещения.
Как следует из экспликации к техническому плану, составленному по состоянию на 28 декабря 2019 года, здание имеет два этажа и один мансардный этаж; первый этаж состоит из помещений: тамбур, 2 лестничные клетки, туалет, коридор, 12 помещений; второй этаж состоит из помещений: 2 лестничные клетки, 3 коридора, 14 помещений, туалет. Мансардный этаж состоит из помещений: 2 лестничные клетки и 3 помещения.
Данный объект недвижимости включён Департаментом имущественных отношений Вологодской области в оспариваемые Перечни, составление которых предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из того, что вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, был установлен: "станция технического обслуживания"; при этом техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств относится к бытовым услугам, до 23 ноября 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о наименовании здания: "административное здание".
Вместе с тем, ранее установленный вид разрешённого использования земельного участка ("станция технического обслуживания"), а также изменённый на основании постановления администрации города Вологды от 18 марта 2022 года N 385 вид разрешённого использования: "обеспечение занятий спортом в помещениях", допускающие размещение объектов смешанного назначения, не является однозначно определённым, обладает признаками множественности видов, не тождественен указанным в подпунктах 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации видам разрешённого использования земельного участка: для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, безусловно, не свидетельствует о том, что эти виды разрешённого использования предусматривают размещение на земельном участке исключительно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), данное нежилое здание не могло быть включено в Перечни на 2019 - 2022 годы только по виду разрешённого использования земельного участка.
В свою очередь, поскольку из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и в документах технического учёта (инвентаризации), не усматривается, что объект недвижимости, принадлежащий истцам, в силу приведённых выше положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначен для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения и (или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то условием для включения этого здания в оспариваемые Перечни являлось установление его фактического использования в указанных целях.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, обследование этого объекта в целях определения вида его фактического использования до издания оспариваемых приказов в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учётом положений пунктов 3-5 данной статьи не проводилось.
Осмотр здания с кадастровым номером N проведён Департаментом имущественных отношений Вологодской области на основании обращений собственников здания от 21 октября 2020 года, от 20 мая 2022 года.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Департаментом имущественных отношений области (далее - уполномоченный орган) ежегодно с учётом положений: пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; законов области, устанавливающих особенности определения налоговой базы отдельных категорий объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
Определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании: информации о назначении объектов; информации о видах разрешённого использования земельных участков, на которых располагаются объекты; результатов осмотра объектов (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка осмотр объектов проводится комиссиями, создаваемыми уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов. При осмотре проводятся выезд членов комиссии и визуальный осмотр по местонахождению объектов.
На основании заявления Оводова А.Н. от 21 октября 2020 года об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером N из Перечней на 2019, 2020 годы Департаментом имущественных отношений Вологодской области 3 ноября 2020 года издано распоряжение N 2204-р о проведении осмотра вышеуказанного объекта недвижимости; утверждён состав комиссии, установлены сроки проведения осмотра: с 9 по 27 ноября 2020 года включительно.
Комиссией проведён осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером N, в ходе проведения которого установлено, что фактически помещения 1 этажа здания площадью 269, 4 кв.м и помещения 2 этажа площадью 263, 1 кв.м используются для осуществления деятельности Вологодского Клуба КУНФУ, помещения мансардного этажа площадью 270, 8 кв.м используются для размещения хостела.
По результатам проведённого осмотра объекта составлена справка об осмотре по состоянию на 19 ноября 2020 года.
Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения 28 января 2021 года принято решение не исключать объект недвижимости с кадастровым номером N из Перечней на 2019, 2020 годы.
На основании обращения Оводова А.Н, Макарьина А.А. от 20 мая 2022 года об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером N из Перечней на 2021, 2022 годы Департаментом имущественных отношений Вологодской области 6 июня 2022 года издано распоряжение N 1214-р о проведении осмотра здания истцов; утверждён состав комиссии, установлены сроки проведения осмотра: с 8 по 17 июня 2022 года включительно.
Комиссией проведён осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером N, в ходе которого установлено, что фактически помещения 1 этажа здания площадью 269, 4 кв.м и помещения 2 этажа площадью 263, 1 кв.м используются для осуществления деятельности Вологодского Клуба КУНФУ, помещения мансардного этажа площадью 270, 8 кв.м используются для размещения хостела. Отмечено, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка со "станции технического обслуживания" внесены 8 апреля 2022 года.
По результатам осмотра объекта недвижимости составлена справка об осмотре по состоянию на 10 июня 2022 года.
Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения 21 июля 2022 года принято решение не исключать указанный объект недвижимости из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. Также решено исключить с 8 апреля 2022 года объект из Перечня на 2022 год.
С учётом того, что обследование здания с кадастровым номером N в целях определения вида его фактического использования до утверждения Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022 годы не проводилось, что не оспорено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции; справки об осмотре по состоянию на 19 ноября 2020 года и об осмотре по состоянию на 10 июня 2022 года подтверждают проведение соответствующих осмотров Департаментом только в связи с обращениями административных истцов; иных доказательств, подтверждающих проведение обследования по виду фактического использования нежилого здания до издания оспариваемых приказов, не представлено; административный ответчик в нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации не представил доказательств соответствия здания критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; в связи с чем судом сделан обоснованный вывод о наличии оснований для признания пункта 14234 Перечня на 2019 год, пункта 790 Перечня на 2020 год, пункта 794 Перечня на 2021 года, пункта 821 Перечня на 2022 не действующими со дня принятия ввиду их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об удовлетворении административного иска.
Судом первой инстанции верно установлено, что приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 8 августа 2022 года N 80-н из Перечня на 2022 год исключён с 8 апреля 2022 года вышеуказанный объект недвижимости, в связи с чем сформулирован правильный вывод о том, что пункт 821 Перечня на 2022 год подлежит признанию не действующим со дня его принятия и по 7 апреля 2022 года включительно.
Результаты оценки доказательств подробно отражены в решении, судебная коллегия согласна с данной оценкой и не усматривает оснований для вывода о её необъективности. Несогласие административного ответчика с произведённой судом оценкой доказательств, отражённое в апелляционной жалобе, не может повлечь отмену принятого по делу судебного акта, постановленного при соблюдении правил такой оценки, установленных статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что здание подлежало включению в оспариваемые Перечни на 2019-2022 годы исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, тождественные заявленным административным ответчиком в суде первой инстанции, правильно признаны судом несостоятельными.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р утверждён Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам.
В данном Перечне указан код 45.20.1 "Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и лёгких грузовых автотранспортных средств".
В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 данного Кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Согласно информационным письмам Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р" установленные виды экономической деятельности, относящиеся к бытовым услугам, применяются при введении упрощённой системы налогообложения при определённых видах предпринимательской деятельности, единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, при патентной системе налогообложения, то есть в целях применения глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога организациями и индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с чем, понятие объекта бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо применять с учётом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Следовательно, перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р, на который ссылается административный ответчик, не подлежит применению при установлении налога на имущество, поскольку деятельность по ремонту и обслуживанию любых транспортных средств (станция технического обслуживания автомобилей) не может быть расценена как бытовое обслуживание населения, если это обслуживание не связано исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.
В соответствии с абзацем четвёртым пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 утверждён классификатор видов разрешённого использования земельных участков, который включает в себя наименование вида разрешённого использования земельного участка, его описание и код (числовое обозначение).
Бытовое обслуживание (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Вместе с тем коды 4.9.1 - "объекты дорожного сервиса", 4.9.1.4 - "ремонт автомобилей" не предусматривают размещение объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в приведённом выше описании вида с кодом 3.3.
Такой вид разрешённого использования земельного участка как "станция технического обслуживания" не позволяет сделать вывод, что он предусматривает размещение объектов именно бытового обслуживания, следовательно, здание не могло быть включено в оспариваемые Перечни по виду разрешённого использования земельного участка.
С учётом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения; взимание налога на имущество исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчёта налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило её определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учётом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами.
Из указанной правовой позиции следует, что для отнесения здания (помещения, строения) к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, при установлении в отношении земельного участка, на котором они расположены, нескольких видов разрешённого использования, подлежит оценке вид фактического использования здания (помещения, строения) в соответствии с предназначением, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Иными словами, в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешённого использования необходимо установить, используется ли фактически нежилое здание, расположенное на таком земельном участке, в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, поскольку материалами дела подтверждается, нежилое здание расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого однозначно не предусматривает размещение на нём объектов, относящихся к перечню, перечисленному в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; вид фактического использования нежилого здания для включения в оспариваемые Перечни на 2019-2022 годы не устанавливался; земельный участок, на котором расположено здание, находится в собственности публично-правового образования и передан в аренду административным истцам, что затрудняло реализацию права на изменение вида разрешённого использования земельного участка без согласия собственника, указанные выше доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства, отмене не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.