Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-35/2022 по апелляционной жалобе Мишариной Ольги Алексеевны на решение Верховного Суда Республики Коми от 21 декабря 2022 года, которым оставлен без удовлетворения её административный иск о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 "Об утверждении Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного истца Мишариной О.А. - Пинягина Н.А, представителя административного ответчика Правительства Республики Коми - Макаровой О.В, представителя административного ответчика Правительства Республики Коми и заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - Студенко Т.А, представителя заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - Зверева А.Л, заключение прокурора Курышкиной О.А,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 (далее - Постановление) утверждён Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее соответственно - Порядок, Краткосрочные планы, Региональная программа).
Постановление опубликовано 31 декабря 2013 года в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" N 42/3, а также 20 января 2014 года на официальном интернет-портале Республики Коми http://www.rkomi.ru.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года N 675 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 "Об утверждении Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Порядок изложен в новой редакции. Согласно пункту 2 данного постановления оно вступило в силу со дня его принятия.
Указанное постановление опубликовано 30 декабря 2020 года в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, а также 31 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12 августа 2021 года N 387 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми" внесены изменения в абзацы двадцать третий, двадцать четвертый, пункты 8, 9, 10 Порядка.
Указанное постановление опубликовано 12 августа 2021 года в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, а также 26 августа 2021 года в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" N 12.
Согласно пункту 1 Порядка данный Порядок разработан во исполнение части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" (далее - Закон Республики Коми N 57-РЗ) и устанавливает требования к составу, содержанию, срокам формирования и утверждения Краткосрочных планов.
Подготовка и утверждение Краткосрочных планов включают в себя следующие этапы:
разработка органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) проектов краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории соответствующего муниципального образования (далее - муниципальные краткосрочные планы);
утверждение органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов;
разработка Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство) проектов Краткосрочных планов;
утверждение Краткосрочных планов Правительством Республики Коми (пункт 3 Порядка).
Органы местного самоуправления разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов до 15 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, и в тот же срок направляют региональному оператору по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 5 Порядка).
В проект муниципальных краткосрочных планов включаются:
1) многоквартирные дома, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора с учетом: а) результатов мониторинга технического состояния многоквартирных домов; б) критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, определенных Законом Республики Коми N 57-РЗ; в) прогнозируемого объема средств, направленного региональным оператором в соответствии с пунктом 4 Порядка; г) размера стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанного исходя из размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;
2) многоквартирные дома, собственники помещений которых формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах и приняли на общем собрании решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, соответствующее требованиям части 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и предоставили в орган местного самоуправления до 1 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы: а) копию протокола, которым оформлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме (далее - протокол); б) сведения о размере остатка средств на специальном счете.
Многоквартирный дом, фонд капитального ремонта которого формируется на специальном счете, включается в проект муниципального краткосрочного плана при условии, что остаток средств на специальном счете равен или превышает предельно допустимую стоимость всех услуг и работ по капитальному ремонту, указанных в протоколе (пункт 6 Порядка).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления проектов муниципального краткосрочного плана осуществляет его проверку на соответствие Региональной программе и подпунктам "в", "г" подпункта 1 пункта 6 Порядка.
При наличии предложений (замечаний) региональный оператор возвращает проект муниципального краткосрочного плана в орган местного самоуправления на доработку. Доработка осуществляется органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта муниципального краткосрочного плана.
Региональный оператор согласовывает доработанный проект муниципального краткосрочного плана в течение 3 рабочих дней со дня его получения (пункт 7 Порядка).
Органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы до 15 апреля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы и в тот же срок представляют их в Министерство (пункт 8 Порядка).
Министерство на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления формирует проект Краткосрочного плана по форме согласно приложению 2 к Порядку и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми (пункт 9 Порядка).
Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы подлежат актуализации не реже чем один раз в год по следующим основаниям: 1) выбытие вследствие признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 4) изменение видов и объемов средств поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в случае если такая поддержка предусмотрена); 5) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы (пункт 11 Порядка).
Мишарина О.А, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, который включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просила признать недействующими:
пункты 4, 5, пункт 6 в части слов: "на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ в течение месяца со дня их поступления", абзац первый пункта 8 в части слов "Планы реализации муниципальных программ", пункт 9, пункт 10 в части слов "Планы реализации муниципальных программ" Порядка, действующего в редакции постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574;
пункты 3, 5, 6, 7, 8, пункт 9 в части слов "на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления", пункт 11 в части слов "муниципальные краткосрочные планы" Порядка, действующего в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года N 675 и от 12 августа 2021 года N 387, ссылаясь на их противоречие Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Закону Республики Коми от 9 декабря 2014 года N 153-РЗ "О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми", Закону Республики Коми N 57-РЗ, Закону Республики Коми от 24 июня 2013 года N 58-РЗ "О региональном операторе Республики Коми" (далее - Закон Республики Коми N 58-РЗ).
Определением Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года определение суда от 19 ноября 2021 года в части требований Мишариной О.А. о признании не действующими пунктов 3, 5, 6, 7, 8, пункта 9 в части слов "на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления" и пункта 11 в части слов "муниципальные краткосрочные планы" Порядка, действующего в редакции постановлений Правительства Республики Коми от 29 декабря 2020 года N 675 и от 12 августа 2021 года N 387, отменено и в указанной части требований административное дело направлено в тот же суд для рассмотрения по существу. В остальной части определение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2022 года определение Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2021 года в неотмененной апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года части, апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года оставлены без изменения.
Доводы административного иска с учётом предмета спора сводятся к тому, что отнесение оспариваемыми нормами вышеназванных полномочий к полномочиям органов местного самоуправления не допустимо, поскольку указанные полномочия являются государственными полномочиями и должны быть переданы посредством принятия закона Республики Коми, а не путем принятия постановления Правительством Республики Коми. Кроме того, региональный оператор необоснованно наделён полномочиями на проверку проектов муниципальных краткосрочных планов.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 21 декабря 2022 года Мишариной О.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Мишарина О.А. просит отменить решение суда и удовлетворить административный иск, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; на нарушение норм материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу Правительством Республики Коми, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, участвовавшим в деле прокурором, представлены возражения.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми просили решение суда оставить без изменения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив административное дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8.3 статьи 13, частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 данной статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми N 57-РЗ установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта относится к полномочиям Правительства Республики Коми.
Суд первой инстанции правомерно установил, что Порядок и указанные изменения приняты в пределах полномочий Правительства Республики Коми, с соблюдением порядка принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования.
Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии такого противоречия.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1, частями 1, 3 статьи 4(1) Закона Республики Коми N 57-РЗ данный Закон в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Республики Коми утверждает краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта в установленном им порядке.
Органы местного самоуправления в Республике Коми утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом Правительства Республики Коми, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Таким образом, наделение органов местного самоуправления полномочиями по разработке проектов и утверждению муниципальных краткосрочных планов предусмотрено как частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и частью 3 статьи 4(1) Закона Республики Коми N 57-РЗ.
Согласно части 3 статьи 178, частям 1, 2 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Функции регионального оператора и порядок их выполнения предусмотрены статьями 3, 4 Закон Республики Коми N 58-РЗ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что оспариваемые положения Порядка, определяющие взаимодействие регионального оператора с органами местного самоуправления при разработке проектов муниципальных краткосрочных планов, вытекают из функций регионального оператора и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии части 3 статьи 4(1) Закона Республики Коми N 57-РЗ части 1 статьи 3 данного Закона, статьям 17, 19 Федерального закона N 131-ФЗ не могут являться основанием для удовлетворения административного иска, поскольку указанная норма не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что не подлежит применению статья 4(1) Закона Республики Коми N 57-РЗ, поскольку она введена в действие после принятия оспариваемых положений Порядка.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Законом Республики Коми от 21 декабря 2021 года N 149-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" Закон Республики Коми N 57-РЗ дополнен статьёй 4(1), вступившей в силу по истечении десяти дней после официального опубликования данного Закона и действующей в период рассмотрения дела в суде первой инстанции. В связи с этим судебной проверке подлежит соответствие оспариваемого акта действующим на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции нормам названной статьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения Порядка не урегулированы нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не говорят об их несоответствии данным актам, в связи с чем не являются основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы о неопределённости оспариваемых норм являются несостоятельными, поскольку из толкования данных норм, в том числе буквального не следует, что они вызывают неоднозначное толкование.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, при разрешении дела Верховным Судом Республики Коми правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мишариной Ольги Алексеевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.