Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационное представление прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 сентября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц к Правительству Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, поддержавшую доводы кассационного представления, возражения на кассационное представление представителя Правительства Хабаровского края ФИО3, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, в котором, с учётом последующего уточнения заявленных административных исковых требований, просил в срок до 31 декабря 2024 года возложить на административного ответчика обязанность подобрать и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, рассчитанные на содержание не менее 75 иностранных граждан и лиц без гражданства, соответствующие требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 года N 310 "Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям с прилегающими земельными участками, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в функционирующем на территории Хабаровского края Центре временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю) отсутствует достаточное количество мест для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии. В то же время, в нарушение требований действующего законодательства Правительством Хабаровского края необходимые меры по выделению федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, необходимых зданий и (или) помещений под указанные цели не принимаются, что нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц.
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущества Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 февраля 2022 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления прокурора Индустриального района города Хабаровска было отказано.
19 января 2023 года Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Хабаровского края, поданное через Центральный районный суд Хабаровского края 24 декабря 2022 года, в котором ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представители участвующих в деле заинтересованных лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела, здание ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю, расположенное по адресу: "адрес", рассчитано на одновременное содержание 52 иностранных граждан и лиц без гражданства, что является недостаточным для Хабаровского края, поскольку в ходе проведённой прокурорской проверки установлены факты отказов сотрудникам федеральной службы судебных приставов в помещении иностранных граждан в ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю по причине отсутствия в нём свободных мест.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края указал в решении, что недостаточность в ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю мест для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства не свидетельствует о незаконном бездействии Правительства Хабаровского края. Имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти своих полномочий, может находится только в федеральной собственности, следовательно вопрос обеспечения зданиями и помещениями федеральных органов, уполномоченных на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, не относится к полномочиям органов исполнительной власти Хабаровского края.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, согласившись с выводами суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны Правительства Хабаровского края, дополнительно указала в апелляционном определении, что Правительством Хабаровского края в 2016 году в соответствии с подпунктом 76 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) уже была выполнена обязанность по подбору и передаче зданий с прилегающими земельными участками федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функции по контролю и надзору в сфере миграции, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (здания ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю по адресу: "адрес"), тогда как действующим законодательством не предусмотрена обязанность производить многократный подбор и передачу зданий для таких целей.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
Из содержания пункта 9 статьи 31, пункта 2 статьи 32.2, пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации, реадмиссии или административному выдворению за пределы Российской Федерации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения соответствующих решений.
Согласно подпункту 76 пункта 2 статьи 26.3 действовавшего до 1 января 2023 года Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе прочих относилось решение вопроса подбора и передачи федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в действующем в настоящее время пункте 137 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ).
Требования, предъявляемые к зданиям с прилегающими земельными участками, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 года N 310 (далее - Требования), в частности предусматривают, что передаваемые для указанных целей здания должны соответствовать требованиям по размещению в них помещений для содержания иностранных граждан (пункт 1 Требований), в которых должна обеспечиваться норма санитарной площади (не менее 6 кв. м. на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4, 5 кв. м. на 1 человека, площадь помещения для размещения семьи - не менее 15 кв. метров) и иметься санузел, количество помещений для содержания иностранных граждан должно быть рассчитано исходя из единовременного содержания в одном помещении 2 - 6 человек (пункты 2, 3 Требований).
Из анализа содержания приведённых правовых норм следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны осуществить подбор и передачу федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих Требованиям, при этом предоставление такому органу здания, площадь которого не позволяет содержать всех иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, не может свидетельствовать о выполнении органами государственной власти субъекта Российской Федерации такой обязанности.
Изложенный в апелляционном определении вывод суда апелляционной инстанции о том, что подбор и передача здания с прилегающим земельным участком для соответствующих целей должна производиться однократно (вне зависимости от того достаточно ли площади помещений в здании для размещения иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с Требованиями или нет), противоречит буквальному толкованию подпункта 76 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и пункта 137 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что площади помещений действующего ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю, расположенного по адресу: "адрес", недостаточно для содержания всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Хабаровского края и подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, а также не выяснены причины, по которым в 2019 и 2021 годах проекты подбора новых зданий для соответствующих целей в Хабаровском крае остались не реализованными.
Согласно части 1 статьи 1, части 1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 349 "О Правительстве Хабаровского края" Правительство Хабаровского края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, который осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ, другими федеральными законами, Уставом Хабаровского края и законами края, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 статьи 47 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19 мая 2022 года N 1331, к полномочиям Правительства Хабаровского края отнесено управление и распоряжение собственностью Хабаровского края в соответствии с законами Хабаровского края, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Хабаровскому краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в порядке главы 22 КАС РФ суд должен выяснить в полном объёме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделёнными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226 КАС РФ).
Между тем суды первой и апелляционной инстанций не установили и не исследовали все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, а также неверно применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
В связи с этим судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и апелляционное определение подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела Центральному районному суду города Хабаровска Хабаровского края следует учесть указанные выше нормы материального права, разрешить административные исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска с учётом надлежащей оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 сентября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.