Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белых Е.С. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, ФКУ "Исправительная колония N 12" УФСИН России по Хабаровскому краю о признании права на получение пенсии на льготных условиях
по кассационной жалобе УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Белых Е.С. обратилась с иском к УФСИН России по Хабаровскому краю) ФКУ "Исправительная колония N 12" УФСИН России по Хабаровскому краю о признании права на получение пенсии на льготных условиях. В обоснование исковых требований указала, что она проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы, является получателем пенсии за выслугу лет. В период с 25.04.2005 по 16.05.2016 исполняла обязанности по оперативному обслуживанию туберкулезного отделения ИК- 12. Данный период не был зачтен в стаж службы на льготных условиях из расчета один месяц за два месяца службы.
С учетом уточненных требований, просила признать за ней право на получение пенсии на льготных условиях (один месяц службы за два месяца службы) за время исполнения обязанностей по оперативному обслуживанию противотуберкулезного отделения для женщин больных туберкулезом в ИК-12 в период с 25.04.2005 по 16.05.2016.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 июля 2022 года, исковые требования Белых Е.С. удовлетворены. Постановлено признать право Белых Е.С. на получение пенсии на льготных условиях один месяц службы за два месяца службы за период с 25.04.2005 по 16.05.2016.
С УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Белых Е.С. взысканы судебные расходы по отправке заказной корреспонденции в размере 67, 20 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 500 руб.
С ФКУ "Исправительная колония N12" УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Белых Е.С. взысканы судебные расходы по отправке заказной корреспонденции в размере 67, 20 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 500 руб.
Белых Е.С. возвращена уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 600 руб.
В кассационной жалобе УФСИН России по Хабаровскому краю просит об отмене судебных постановлений. Полагает, что судами сделан неверный вывод о том, что работа Белых Е.С. в спорный период была связана с постоянным контактом с инфицированными больными туберкулезом, между тем, доказательств того, что в спорный период истцу выплачивалась надбавка к должностному окладу за работу с осужденными больными туберкулезом и непосредственно участвующей в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микробактериями в размере 15% и 25%, отсутствуют.
В возражениях на кассационную жалобу Белых Е.С. считает доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, суд Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела и судом установлено, что Белых Е. С. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы с 24.12.2002 в должностях оперуполномоченного оперативного отдела, старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю.
25.07.2018 Белых Е.С. уволена со службы по пункту "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N (по достижению предельного возраста). По состоянию на 25.07.2018 выслуга истца в календарном исчислении составляет 18 лет, в льготном исчислении - 25 лет 09 месяцев 16 дней (Приказ УФСИН России по Хабаровскому краю N-лс от 24.07.2018).
Приказом ФКУ ИК-12 от 28.04.2005 N-лс на старшего лейтенанта внутренней службы Белых Е.С, оперуполномоченного оперативного отдела ИК-12 возложены обязанности по оперативному обслуживаю туберкулезного участка осужденных (отряд N).
В соответствии с приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 27.02.2006 N "Об организационно-штатных вопросах УФСИН по Хабаровскому краю" изолированный участок для амбулаторного лечения туберкулезных больных в ИК-12 ликвидирован и вновь создано туберкулезное отделение для лечения больных туберкулезом женщин в ИК-12.
Туберкулезное отделение ФКУ ИК-12 ликвидировано в 2016 году на основании указания ФСИН РФ и УФСИН России по Хабаровскому краю. С 16.05.2016 приказом ИК-12 исполнение обязанностей по оперативному обслуживанию отряда N 4 (противотуберкулезное отделение для женщин, больных туберкулезом) ИК-12 с капитана внутренней службы Белых Е.С, оперуполномоченного оперативного отдела ИК-12, снято.
Приказом ФКУ ИК-12 от 08.10.2004 N утвержден Перечень должностей в ИК-12, занятых на работе с осужденными больными не менее 50% рабочего времени, имеющих право на увеличение должностного оклада на 25%, согласно приказу МЮ РФ от 30.05.2003 N к таким должностям отнесены старший оперуполномоченный (оперуполномоченный) оперативного отдела.
Приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 13.11.2007 N утвержден Перечень учреждений и должностей в уголовно-исполнительной системе Хабаровского края, служба которых дает право на выслугу лет в льготном исчислении месяц службы за два месяца.
Согласно Приложениям N и N указанного приказа УФСИН по Хабаровскому краю от 13.11.2007 N туберкулезное отделение для лечения больных туберкулезом женщин на 50 коек (со стационаром на 16 коек) медицинской части ФКУ ИК-12 отнесено к указанным учреждениям, как и старшие оперуполномоченные и оперуполномоченные оперативного управления, сотрудники исправительных учреждений, закрепленные за противотуберкулезными учреждениями.
Из приказов ФКУ ИК-12 от 28.04.2005 N-лс, от 14.06.2005 N-лс, представленных истцом в обоснование требований, следует, что на оперуполномоченного оперативного отдела ИК-12 Белых Е.С. возложена обязанность по оперативному обслуживанию туберкулезного участка осужденных (отряд N) с льготным исчислением за такую работу стажа выслуги один месяц за два месяца службы.
В соответствии с приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 27.02.2006 N "Об организационно-штатных вопросах в УФСИН по Хабаровскому краю" изолированный участок для амбулаторного лечения туберкулезных больных в ИК-12 ликвидирован, вместо участка создано туберкулезное отделение для лечения больных туберкулезом женщин в ФКУ ИК-12, что согласуется с действующим в настоящее время пунктом 1.7 приказа ФСИН РФ от 17.03.2008 N 154 "Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний", в силу которого для стационарного лечения осужденных, больных активной формой туберкулеза (ГДУ - 1, 2) при среднегодовом их содержании не менее 30 человек организуется туберкулезное отделение медицинской части колонии. Штатная численность указанного отделения определяется применительно к примерной штатной численности аналогичного отделения больниц для осужденных.
Приказом начальника ФГУ ИК N от 15.02.2008 N-лс Белых Е.С. с 01.01.2008 увеличен должностной оклад на 15% как сотруднику, занятому с осужденными больными туберкулезом.
Приказом начальника ФБУ ИК N от 16.02.2009 N-лс Белых Е.С. с 01.01.2009 увеличен должностной оклад на 25% как сотруднику, непосредственно участвующему в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которого связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза.
Приказом начальника ФБУ ИК N от 22.12.2009 N-лс Белых Е.С. с 01.01.2010 увеличен должностной оклад на 25% как сотруднику, контактирующему с больными активной формой туберкулеза более 50 % рабочего времени.
Приказом начальника ФБУ ИК N от 21.01.2011 N-лс Белых Е.С. с 01.01.2011 увеличен должностной оклад на 25% как сотруднику, контактирующему с больными активной формой туберкулеза более 50% рабочего времени и за работу с осужденными больными туберкулезом на 15 %.
Приказом начальника ФКУ ИК-12 от 31.12.2014 N-лс Белых Е.С. с 18.11.2014 установлена ежемесячная надбавка за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни в мирное время, за службу в подразделении, предназначенном для содержания и обеспечения лечения туберкулезных больных в размере 25% от должностного оклада.
Аналогичные сведения о выплате надбавок содержатся в личных карточках истца за 2005, 2006, 2008, 2009, 2010, 2011 годы.
В табелях учета рабочего времени за спорный период работа Белых Е.С. в туберкулезном отряде отражена отдельной графой, как работа по 6 часов с пометкой "туберкулезный отряд".
Из справки за подписью начальника оперативного отдела ФКУ ИК-12 Гаязова Н.А. следует, что Белых Е.С. исполняла обязанности по оперативному обслуживанию туберкулезного участка осужденных (отряд N). Учитывая, что в данном отряде содержались осужденные, имеющие инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем (туберкулез), работа с такими осужденными проводилась в пределах изолированного участка (служебный кабинет расположен в общежитии отряда).
Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденному начальником ФКУ ИК-12 23.01.2020, проведенной на основании указания врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю, с декабря 2005 года по апрель 2016 года Белых Е.С. отработала на туберкулезном участке 1 854 дня. По результатам проверки комиссия пришла к выводу о зачете истцу в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) указанных периодов работы.
С 16.05.2016 приказом ФКУ ИК-12 исполнение обязанностей по оперативному обслуживанию отряда N ИК-12 (противотуберкулезное отделение для женщин, больных туберкулезом) с капитана внутренней службы Белых Е.С, оперуполномоченного оперативного отдела ИК-12, снято.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", статьи 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", положениями пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", положениями Приказа Минюста РФ от 06.06.2002 N 152 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 N 132", действовавшим на момент спорных правоотношений, Приказа Минюста России от 01.12.2005 N 233 "Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях", действовавшим на момент спорных правоотношений, Приказа Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую
неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда", установив, что истец как лицо, работа которого была связана с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза, получала в спорный период работы соответствующие гарантии и компенсации, пришел к выводу об удовлетворении требований о признании права на получение пенсии на льготных условиях за спорный период работы.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций верными.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" медицинские и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 18.036.2001 N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" под больными туберкулезом понимаются лица, болеющие активной формой туберкулеза.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 314-ФЗ указанная статья была дополнена квалифицированными понятиями "лиц с подозрением на туберкулез" и "лиц, находящихся или находившихся в контакте с источником туберкулеза", под которыми понимаются лица, которое по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоят или состояли в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 18 указанного Федерального закона в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет указанным лицам определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с абз. 11 пп. "в" п. 3 Постановления выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях, из расчета один месяц службы за два месяца, служба в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20.07.1992, а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12.03.2001 по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции РФ.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено утвердить перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Перечень противотуберкулезных медицинских организаций утвержден Приказом Минюста РФ от 06.06.2002 N 152 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 26.02.2002 N 132" (утратил силу в связи с принятием Приказа N 233 от 01.12.2005).
Письмом Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ от 23.10.2002 N 18/7/5-324 разъяснен порядок применения Приказа Минюста РФ от 06.06.2002 N 152, согласно которому сотрудникам исправительных учреждений (п. 1 Приложения N 2 к Приказу) исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) на основании приказа начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о закреплении за противотуберкулезными организациями, а также за локальными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, которые также установлены приказом соответствующего начальника учреждения и органа уголовно-исполнительной системы.
01.12.2005 приказом Минюста РФ от N 233 утвержден Перечень должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Пунктом 1 Перечня предусмотрены сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения УИС Минюста России, ФСИН России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующих с больными активной формой туберкулеза.
Согласно пункту 11 приказа ФСИН России от 13.11.2008 N624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы" гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25 процентов. В случаях, когда гражданский персонал занят на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени оплата труда производится в виде доплаты за фактически отработанное время.
Приказом ФКУ ИК-12 Минюста России по Хабаровскому краю от 08.10.2004 N утвержден Перечень должностей в ИК-12, занятых на работе с осужденными больными туберкулезом не менее 50% рабочего времени, имеющих право на увеличение должностного оклада на 25% согласно приказу МЮ РФ от 30.05.2003 N, к таким должностям отнесены старший оперуполномоченный (оперуполномоченный) оперативного отдела.
Приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 13.11.2007 N утвержден Перечень учреждений и должностей в уголовно-исполнительной системе Хабаровского края, служба в которых дает право на выслугу лет в льготном исчислении месяц службы за 2 месяца.
Согласно Приложениям N1 и N2 туберкулезное отделение для лечения больных туберкулезом женщин на 50 коек (со стационаром на 16 коек) медицинской части ФКУ ИК-12 отнесено к указанным учреждениями, как и старшие оперуполномоченные и оперуполномоченные оперативного управления, сотрудники исправительных учреждений, закрепленные за медицинскими противотуберкулезными учреждениями.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что поскольку истец занимала должность, признана работодателем как работа с расчетом выслуги 1 месяц за два месяца службы, в спорный период истцу установлена 30-часовая рабочая неделя в связи с вредными условиями, то имеются основания для признания за Белых Е.С. права на получение пенсии на льготных условиях.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций по обстоятельствам дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ не может повлечь отмену или изменение состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих выплату истцу надбавки в спорный период к должностному окладу в размере 15% и 25%, по существу повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в ходе судебного разбирательства, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ. Фактически доводы кассационной жалобы основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела.
Девятый кассационный суд общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.