Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Прасоловой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью "Содружество" о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома детскую площадку
по кассационной жалобе департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска
на решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав представителя департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - Кононову Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Содружество" (ООО "Содружество") о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", детскую площадку в составе 23 единиц малых игровых форм, в том числе скамья - 6 штук, урна круглая металлическая - 3 штуки, качалка-балансир-1 штука, качалки пружинные на 4 человека - 1 штука, игровой комплекс - 1 штука, качели двухпролетные - 2 штуки, карусель - 2 штуки, тренажеры - 6 штук, спортивный комплекс - 1 комплект.
В обоснование требований истец указал, что на придомовой территории "адрес", управление которой осуществляет ООО "Содружество", имеется детская площадка, состоящая из 23 малых игровых форм. Поскольку ответчик обязан надлежащим образом содержать прилегающую к многоквартирному дому территорию и находящиеся на ней объекты, ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено письмо о необходимости проведения общего собрания собственников по вопросу принятия решения о включении указанного имущества в состав общего имущества. До настоящего времени ООО "Содружество" не произвело действий по включению детской площадки в состав общего имущества указанного дома.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска отказано.
В кассационной жалобе департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что детская площадка установлена в рамках жилищно-коммунального законодательства для ее использования собственниками многоквартирного дома в границах земельного участка многоквартирного "адрес", вывод суда об отнесении детской площадки к муниципальной собственности полагает несостоятельным. Постановлением администрации г. Южно-Сахалинска предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджета на финансовое обеспечение затрат по содержанию дворовых территорий городского округа, при соответствующем обращении юридических лиц. Руководитель ответчика неоднократно уведомлялся о необходимости проведения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества оборудования и иных установленных на домовой территории объектов, однако данные требования оставлены без внимания.
Возражения на кассационную жалобу не поступили.
Представитель департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска Кононова Т.М. участвуя в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенного с использованием видеоконференц-связи на базе Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области, доводы кассационной жалобы поддержала.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена муниципальная программа "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015-2021 годы" в целях реализации на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа "город Южно-Сахалинск", а именно: благоустройство общественных территорий городского округа "город Южно-Сахалинск", благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов городского округа "город Южно-Сахалинск". В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок.
В рамках Программы Департаментом на придомовой территории "адрес", на основании муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства - установлена детская игровая площадка, состоящая из 23 единиц малых игровых форм: скамья - 6 штук, урна круглая металлическая - 3 штуки, качалка-балансир-1 штука, качалки пружинные на 4 человека - 1 штука, игровой комплекс - 1 штука, качели двухпролетные - 2 штуки, карусель - 2 штуки, тренажеры - 6 штук, спортивный комплекс - 1 комплект.
Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный "адрес", является ООО "Содружество".
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец сообщил руководителю ООО "Содружество" о необходимости проведения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества многоквартирного дома оборудования, иных материальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству, в целях осуществления их последующего содержания, однако до настоящего времени таких действий ответчиком не проведено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениям частей 1, 2 статьи 44, пункта 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, исходил из того, что спорное движимое имущество установлено без согласия собственников помещений многоквартирного дома в рамках муниципальной программы "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015-2021 годы", находится в муниципальной собственности, в связи с чем оснований для признания указанного движимого имущества общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что не любое оборудование, находящееся на земельном участке, является общей собственностью собственников многоквартирного дома. Сам по себе факт использования этого имущества собственниками многоквартирного дома не влечет возникновения на него права собственности.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, для поступления имущества в общедомовую собственность необходимо решение общего собрания.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирного "адрес" решение о включении в состав общего имущества спорных объектов не принималось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, находится в границах земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности городского округа " "адрес"".
Указанная детская площадка - место отдыха и развлечения детей, включена в реестр муниципального имущества городского округа " "адрес"", находится на балансе департамента городского хозяйства администрации "адрес".
В силу частей 1 и 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В рассматриваемом случае каких-либо оснований для признания права собственности на спорное имущество, имеющего собственника, истцом не приведено.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы судов, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.