Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Сучковой Е.Г, Мулярчика А.И, при секретаре судебного заседания Косьяненко В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-218/2022 по административному исковому заявлению Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз эмжековцев России" по Республике Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Бурятия - Симоновой Ольги Александровны на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 20 октября 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз эмжековцев России" по Республике Бурятия обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере ее рыночной стоимости, равной 3 176 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз эмжековцев России" по Республике Бурятия является собственником земельного участка с кадастровым номером N. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в представленном отчете об оценке N 18/22 от 26 апреля 2022 года, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 20 октября 2022 года административное исковое заявление Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз эмжековцев России" по Республике Бурятия удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, равной 3 176 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия просит вышеуказанное решение отменить, прекратив производство по данному административному делу. В обоснование своей позиции указывает, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок рассмотрения спора, установленный статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". У административного истца отсутствует право она оспаривание кадастровой стоимости, являющейся архивной, по правилам, установленным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку подлежат применению положения Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Оспаривание архивной кадастровой стоимости в рамках действующего законодательства было возможно только в рамках шестимесячного срока с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, следовательно, в данном случае такой срок пропущен административным истцом. Определяя новый порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, законодатель в статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки" установил, что предметом оспаривания является решение бюджетного учреждения, принятое в отношении заявления об установлении рыночной стоимости. Поскольку требования действующего законодательства административным истцом не соблюдены, производство по настоящему административному делу подлежало прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз эмжековцев России" по Республике Бурятия является собственником земельного участка с кадастровым номером 03:24:021627:604, следовательно, является плательщиком земельного налога.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N 2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 47 121 880 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, которая подлежит применению с 12 марта 2016 года.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия" утверждена актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 627 320 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, которая подлежит применению с 01 января 2021 года.
Уведомлением Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" от 28 апреля 2022 года N ВЗ-03/2022/000038 заявление Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз эмжековцев России" по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости возвращено.
В обоснование заявленных исковых требований административным истцом представлен отчет об оценке N 18/22 от 26 апреля 2022 года, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО1 выводы которого положены в основу решения суда.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Верховный Суд Республики Бурятия пришел к верному выводу о том, что административный истец имеет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, который признан судом надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям, установленным законодательством.
Решение Верховного Суда Республики Бурятия судебная коллегия находит обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком, обладающим правом на проведение подобного рода оценки.
Определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Отчет содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Отчет мотивирован, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
При таких данных отчет об оценке соответствует требованиям действующего законодательства, он правомерно признан достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, а, следовательно, правильно положен в обоснование вывода о рыночной стоимости земельного участка.
Стороны по делу отчет об оценке не оспаривали.
Не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы о том, что у административного истца отсутствует право оспаривать архивную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости по правилам Закона об оценочной деятельности и о необходимости прекращения производства по делу, судебная коллегия отмечает следующее.
Из части 1 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Законом об оценочной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" установлена дата перехода к применению указанного положения - 01 января 2021 года.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из анализа указанных положений следует, что статья 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", на которую ссылается административный ответчик, не предусматривает возможности оспаривания кадастровой стоимости, ставшей архивной, во внесудебном порядке.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" предусмотрено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В данном случае оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 01 января 2015 года, применяется для целей налогооблажения с 01 января 2017 года (даты начала применения) и по 31 декабря 2020 года (с 01 января 2021 года подлежит применению новая кадастровая стоимость).
Оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N 2 "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия" из текста которого следует, что оно было принято в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В связи с чем, к спорным правоотношениям судом первой инстанции правомерно применен Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а не Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Республики Бурятия с 01 января 2021 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", положениями которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке.
Так, согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В рассматриваемом случае, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01 января 2015 года, применяется для целей налогообложения с даты начала ее применения по 31 декабря 2020 года, поэтому установление в отношении спорного объекта недвижимости архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
В связи с чем, то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.
На основании изложенного, основания для прекращения производства по данному делу отсутствуют.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Решение Верховного Суда Республики Бурятия вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 20 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Правительства Республики Бурятия - Симоновой Ольги Александровны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.