Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель-2004", общины коренных малочисленных народов севера - эвенков "Кытах" (Чаша) и ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части
с апелляционными жалобами общества с ограниченной ответственностью "Строитель-2004", ФИО1, Якутской городской Думы, Окружной администрации "адрес" и апелляционным представлением прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административных истцов ФИО8, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Правила землепользования и застройки, Правила).
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель-2004" (далее - ООО "Строитель-2004", Общество), община коренных малочисленных народов севера - эвенков "Кытах" (Чаша) (далее - Община "Кытах" (Чаша), Община) обратились с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений и дополнений) просили признать недействующими Правила землепользования и застройки:
- в части отнесения в Приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (далее - Приложение N 1), в Приложении N 1.1 "Карта градостроительного зонирования городского округа " "адрес"" ("адрес", "адрес")" (далее - Приложение N 1.1) земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "под жилой многоквартирный дом с тренажерным залом и административными помещениями" к территориальной зоне "зона объектов гаражного назначения" (Г-1);
- в части отображения в Приложении N 2 "Карта границ с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" (далее - Приложение N 2), в Приложении N 2.1 "Карта границ с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" ("адрес")" (далее - Приложение N 2.1) в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории в отношении земельного участка с кадастровым номером N санитарно-защитной зоны для "Якутская ТЭЦ" ОАО "Якутскэнерго" "Производственный комплекс Якутская ТЭЦ";
- в части отображения в Приложении N 2 и в Приложении N 2.1 территории местоположения береговых линий (границ водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных полос водного объекта реки Лена в районе городского округа "город Якутск";
- признать недействующими Правила в части отображения в Приложении N 2 и в Приложении N 2.1 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также зоны санитарной охраны водозаборных сооружений города Якутска";
- признать недействующими Правила в части отнесения в пункте 61 Приложения N 10 ОАО АК "Якутскэнерго" ЯТЭЦ к перечню объектов и предприятий, формирующих границы санитарно-защитной зоны, второго класса опасности.
В дальнейшем Община "Кытах" (Чаша) дополнила заявленные требования и просила признать недействующими Правила землепользования и застройки (Приложения N 1 и N 1.1 к Правилам) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 14:36:109001:69 к территориальной зоне "Р-4" - "зона размещения объектов санитарно-курортного лечения и оздоровительной деятельности с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур" и в части установления минимального процента застройки земельного участка с кадастровым номером 14:36:109001:69, расположенного в территориальной зоне "Р-4".
Кроме того, ООО "Строитель-2004", Община коренных малочисленных народов севера-эвенков "Кытах" (Чаша) и ФИО1 просили признать недействующими с 27 июня 2022 года пункты 12, 13 статьи 1, пункты 7, 11 части 13 статьи 3 Правил в части указания зоны "ОТ-2", пункт 15 части 13 статьи 3 (поименованная как "Зона рекреационного назначения" фактически "Зона естественных ландшафтов") "Л-1", "Л-2", пункт 16 части 13 статьи 3 в части указания зон "Р-1А", "Р-1Б", "Р-2", "Р-3", "Р-4", "Р-5", "Л-1", "Л-2", часть 3 статьи 40 в части установления границ следующих видов территориальных зон: "Р-1А", "Р-1Б", "Р- 2", "Р-3", "Р-4", "Р-5", "ОТ-2", "Л-1", "Л-2", статью 42.6, часть 4 статьи 42.7, части 1, 2, 3, 4, 5 статьи 42.10, статью 42.11, статью 43.6, часть 2 статьи 43.7, статью 43.10, статью 43.11, статью 51, статью 51.2, статью 51.3, абзац 3 статьи 57 в части указания слов "земли лесного фонда, городские леса", абзац 3 части 3 статьи 58 "Зона охраняемого природного ландшафта" в части указания слова "леса", пункт "а" части 1 статьи 58.2 в части указания слова "леса", часть 3 статьи 59 в части указания слова "парков", часть 3 статьи 64, абзац 4 части 6 статьи 64, абзац 8 и 9 статьи 66 в части включения слов "естественных ландшафтов"; Приложение N "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск"", Приложение N 1.1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение 1.2 "Карта границ зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" (мкр. "адрес" "адрес")", Приложение N 1.3 "Карта границ зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение N 1.4 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение N 1.5 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение N 1.6 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")" в части указания зон
"Р-1А", "Р-1Б", "Р-2", "Р-3", "Р-4", "Р-5", "Л-1", "Л-2", Приложение N 4 к Правилам в части указания зон "Р-1А", "Р-1Б", "Р-2", "Р-3", "Р-4", "ОТ-2", "Л-1", "Л-2".
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что ООО "Строитель-2004" является собственником земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "под жилой многоквартирный дом с тренажерным залом и административными помещениями". Данный земельный участок согласно Генеральному плану и проекту межевания отнесен к функциональной зоне "многоэтажная жилая застройка", однако согласно Картам градостроительного зонирования (Приложения NN 1, 1.1 Правил) отнесен к территориальной зоне "Г-1" - "зона объектов гаражного назначения". Указанное обстоятельство не позволяет Обществу осуществлять строительство многоэтажного дома, то есть использовать земельный участок по назначению. Кроме того, согласно оспариваемым положениям Правил земельный участок Общества отнесен к санитарно-защитной зоне радиусом 500 метров от Якутской ТЭЦ ОАО АК "Якутскэнерго". При этом установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств первого и второго классов опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации согласно пункту 4.2 СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03, однако данное постановления об установлении указанной санитарно-защитной зоны не издавалось. Из градостроительного плана земельного участка следует, что санитарно-защитная зона для указанного предприятия установлена также радиусом 300 метров. Главным санитарным врачом Республики Саха (Якутия) 14 апреля 2022 года принято решение об установлении санитарно-защитной зоны для ЯТЭЦ ОАО АК "Якутскэнерго", исходя из того, что указанное предприятие относится к предприятиям третьего класса опасности. Согласно заключению кадастрового инженера, если исходить из границ, установленных указанным решением от 14 апреля 2022 года, то санитарно-защитная зона фактически не пересекает земельный участок, принадлежащий ООО "Строитель-2004".
Общество также оспаривало пункт 61 Приложения N 10 к Правилам в части отнесения ОАО АК "Якутскэнерго" ЯТЭЦ к объектам и предприятиям, формирующим границы санитарно-защитной зоны второго класса опасности. Кроме того, указало, что согласно Приложениям NN 2, 2.1 в отношении земельного участка Общества установлена водоохранная зона (пересекаемая площадь земельного участка 580, 91 кв.м), вместе с тем сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта реки Лена в районе городского округа "город Якутск" в Государственном водном реестре и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют, таким образом, порядок установления водоохранной зоны не соблюден.
Община "Кытах" (Чаша) является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под строительство базы отдыха и стоянки лодок" общей площадью 3026+/-11 кв.м по адресу: "адрес" принадлежащий Общине на праве аренды. ДД.ММ.ГГГГ Община обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о предоставлении в собственность без торгов указанного земельного участка. Одним из оснований для отказа в предоставлении участка в собственность послужило то обстоятельство, что он расположен в границах береговой полосы водного объекта, однако, по мнению административного истца, порядок установления границ береговой линии и водоохраной зоны не соблюден. Еще одним основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность Общине явилось то, что земельный участок согласно Правилам расположен в зоне "Р-4" - "зона размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровительной деятельности с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры". В данной зоне минимальный процент застройки земельного участка составляет 20%. В связи с принятием 27 июня 2022 года кассационного определения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации о признании недействующим постановления Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия)", территориальная зона "Р-4" прекратила свое существование. Кроме того, установление в Правилах землепользования и застройки минимального процента застройки земельного участка осуществлено с нарушением земельного и градостроительного законодательства.
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1085 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано уведомление N 2789 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам с указанием, в том числе, на то, что в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства. При этом в указанном уведомлении имелась ссылка на постановление Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия). 27 июня 2022 года указанное постановление Окружной администрации г. Якутска признано Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации недействующим, при этом в Правилах территориальные зоны установлены, в том числе, в соответствии с названным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Nп.
Так, территориальные зоны "Р-1А", "Р-1Б", "Р-2", "Р-3", "Р-4", "Р-5" выделены для обеспечения правовых условий формирования зон рекреационного назначения в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для санаторно-курортного лечения, активного и пассивного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, (часть 1 статьи 42.6 Правил землепользования и застройки).
Территориальные зоны "ОТ-1", "ОТ-2", "ОТ-3" выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (часть 1 статьи 42.7 Правил), зона "ОТ-2" - зона особо охраняемых природных территорий (часть 4 статьи 42.7 Правил).
Территориальная зона "Л-1" выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории городского округа "город Якутск" (часть 2 статьи 42.10 Правил).
Территориальная зона "Л-2" выделена в целях обеспечения законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) (часть 5 статьи 42.10 Правил).
Административные истцы полагали, что указанные зоны были определены и отображены в Правилах на основании признанного недействующим постановления Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "Город Якутск" Республики Саха (Якутия)", в связи с чем указанные зоны прекратили свое существование с 27 июня 2022 года.
Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу в части требований Общества о признании недействующими Правил в части отображения в Приложении N 2 и в Приложении N 2.1 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также зоны санитарной охраны водозаборных сооружений города Якутска в связи с отказом Общества от указанных требований.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены частично, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА:
- в части отнесения в Приложении N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск", в Приложении N 1.1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес", "адрес")" земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к территориальной зоне: "зона объектов гаражного назначения (Г-1)";
- в части отнесения в Приложении N 2 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" и в Приложении N 2.1 "Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" ("адрес", "адрес")" земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к водоохраной зоне реки Лена в районе городского округа "город Якутск" размером 500 метров;
- статья 43.6 Правил в части установления минимального процента застройки земельных участков в территориальной зоне "Р-4" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- пункты 15 и 16 части 13 статьи 3 Правил в части указания на зону "Л-2";
- часть 3 статьи 40 в части указания в качестве зоны естественных ландшафтов "Л-2";
- части 4 и 5 статьи 42.10 полностью;
- статья 42.11 полностью;
- статья 43.11 полностью:
- абзац 3 статьи 57 в части слов: "земли лесного фонда";
- абзац 4 части 3 статьи 58 в части слова "леса";
- пункт "а" части 1 статьи 58.2 в части слова "леса";
Приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск"", Приложение N 1.1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение 1.2 "Карта границ зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" "адрес" и "адрес")", Приложение N 1.3 "Карта границ зон с особыми условиями использования территории городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение N.4 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение N 1.5 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")", Приложение N 1.6 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")" Приложение N 4 "Разрешенные параметры допустимых уровней воздействия на окружающую среду и человека в зависимости от назначения территориальных зон" в части отображения в них зоны "Л-2". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Строитель-2004" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела. В обоснование жалобы Общество также ссылается на нарушения действующего законодательства при установлении санитарно-защитной зоны, отраженной в оспариваемых Правилах, которая распространяется на территорию земельного участка с кадастровым номером N. По мнению апеллянта, указание судом в обжалуемом решении на правовую позицию, выраженную в абзаце 13 пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2022 года, не имеет отношения к рассматриваемому делу и истолковано судом неправильно. Также суд произвольно истолковал решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), приводя иные выводы, которые арбитражный суд не делал, подменив в своем решении понятия "санитарно-защитная зона" и "охранная зона с особыми условиями использования территории "Производственный комплекс Якутская ТЭЦ".
В апелляционной жалобе ФИО1 (с учетом дополнений) просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, также ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, его выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела. В Генеральном плане городского округа "город Якутск", который в судебном заседании не исследовался, имеется функциональная зона "леса", иных функциональных зон, относящихся к оспариваемым положениям, не имеется, что не учтено судом. Постановление Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия)" было принято ранее чем оспариваемые Правила землепользования и застройки. На основании признанного недействующим вышеуказанного постановления Окружной администрации города Якутска территориальные зоны "Р- 1А", "Р-1Б", "Р-2", "Р-3", "Р-4", "Р-5", "ОТ-2", "Л-1", "Л-2" прекратили свое существование с 27 июня 2022 года. Также указывает, что установление оспариваемых территориальных зон возможно только после принятия решения об отнесении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, к городским лесам, а также к лесам, расположенным на особо охраняемых территориях, как категориям защитных лесов в соответствии с действующим законодательством, что на данный момент отсутствует, следовательно, установление и отображение спорных территориальных зон является незаконным.
В апелляционной жалобе Якутская городская Дума просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Правила землепользования и застройки полностью соответствуют Генеральному плану и не нарушают прав ООО "Строитель-2004", доказательств в виде отказов в предоставлении тех или иных муниципальных услуг ввиду распространения территориальной зоны "Г-1" на земельный участок Общества в материалы дела не представлено, в связи с чем частичное несовпадение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с положениями оспариваемых Правил землепользования и застройки не может повлечь за собой признание их недействующими. Кроме того, в соответствии с частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации строительство многоквартирных домой в границах водоохранной зоны не ограничивается и не запрещается. Также административный ответчик указал, что ФИО1 представлено уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства от 13 ноября 2020 года N 2789, согласно которому единственным основанием для отказа явилось расположение земельного участка административного истца в границах городских лесов, утвержденных Постановлением N 242п. После признания лесохозяйственного регламента недействующим он вправе обратиться повторно для предоставления интересующей его муниципальной услуги. Каких-либо отсылок к действию Правил землепользования и застройки, ограничивающих права ФИО1, в уведомлении не имеется, более того, согласно действующим Правилам земельный участок истца с кадастровым номером N находится в территориальной зоне "Ж-2А", что его права в области землепользования не нарушает. Права остальных административных истцов факт отображения и упоминания территории "лесного фонда" в Правилах землепользования и застройки также не нарушает.
В апелляционной жалобе Окружная администрация города Якутска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что из предмета административного искового заявления не представляется возможным определить, в чем заключается нарушение прав административных истцов обжалуемым нормативным правовым актом Якутской городской Думы, административный иск не содержит указаний о конкретных ограничениях в осуществлении экономической деятельности на спорных земельных участках, оценка этому в решении суда не дана.
В апелляционном представлении прокуратура Республики Саха (Якутия) просит решение суда отменить в части удовлетворения требований, ссылаясь на то, что судом признана противоречащим федеральному законодательству и недействующим статья 43.6 Правил землепользования и застройки в части установления минимального процента застройки земельных участков в территориальной зоне "Р-4" в отношении земельного участка с кадастровым номером N. Между тем согласно части 1.2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с указанными в пунктах 2-4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Оспариваемая норма является допустимой разновидностью предельных параметров, возможность установления которой органом местного самоуправления закреплена федеральным законодательством. Судом также признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим указание в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны "Л-2". Обозначению "Л-2" в Правилах землепользования и застройки присвоено два разных наименования, однако указанное обстоятельство не влечет правовой неопределенности. Оспариваемые положения Правил землепользования и застройки в статье 43.11 устанавливают виды разрешенного использования, предельные параметры разрешенного строительства только для территориальной зоны "Земли лесного фонда Л-2". Для территориальной зоны, поименованной как "Зона "Л-2" - "зона естественных ландшафтов с возможностью обустройства территорий для их комплексного освоения", в оспариваемых Правилах землепользования и застройки фактически какое-либо регулирование отсутствует (не установлены виды разрешенного использования, предельные параметры разрешенного строительства).
Таким образом, территориальная зона - "зона естественных ландшафтов с возможностью обустройства территорий для их комплексного освоения Л-2" каким-либо смысловым содержанием в оспариваемых Правилах землепользования и застройки не наполнена. Отсутствие на территории города Якутска юридически оформленных городских лесов не препятствует установлению в Правилах территориальной зоны "Земли лесного фонда Л-2" и не противоречит федеральному законодательству, поскольку возможность создания в будущем на территории городского округа лесничества и отнесения определенной территории к лесному фонду не утрачена.
Относительно доводов апелляционной жалобы Якутской городской Думы и апелляционного представления прокуратуры Республики Саха (Якутия) общиной коренных малочисленных народов севера - эвенков "Кытах" (Чаша) представлены письменные возражения.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО5 доводы апелляционных жалоб Общества и ФИО1 поддержал, с апелляционными жалобами Якутской городской Думы, Окружной администрация города Якутска и апелляционным представлением прокуратуры Республики Саха (Якутия) был не согласен.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А. поддержала апелляционное представление прокуратуры Республики Саха (Якутия), кроме того, полагала, что апелляционные жалобы Якутской городской Думы и Окружной администрация города Якутска подлежат частичному удовлетворению, с доводами апелляционных жалоб Общества и ФИО1 не согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и апелляционного представления извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, возражений на них, заслушав объяснения представителя административного истца, прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Строитель-2004" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1689 кв.м, с разрешенным использованием "под многоквартирный дом с тренажерным залом и административными помещениями".
В соответствии с генеральным планом городского округа "город Якутск", утвержденным постановлением городского Собрания депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Генеральный план), вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером N отнесен к функциональной зоне "многоэтажная жилая застройка".
Согласно оспариваемым Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне "Г-1" - "зона объектов гаражного назначения" (Приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования территории городского округа "город Якутск", Приложение N 1.1 "Карта градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" ("адрес")".
В соответствии с пунктом 7 статьи 42.4 Правил землепользования и застройки зона "Г-1" - зона объектов гаражного назначения. Территориальная зона выделена в целях размещения постоянных и временных гаражей боксового типа, гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных. Основные виды разрешенного использования: Хранение автотранспорта (2.7.1); Служебные гаражи (4.9). Вспомогательные виды разрешенного использования: Коммунальное обслуживание (3.1). Условно-разрешенные виды использования: Объекты дорожного сервиса (4.9.1).
Признавая Правила землепользования и застройки недействующими в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне "Г-1" не соответствует документам территориального планирования, что нарушает права Общества как собственника, поскольку в числе видов разрешенного использования земельных участков в указанной зоне согласно градостроительному регламенту данной зоны такой вид использования земельного участка, как многоэтажная жилая застройка, не предусмотрен.
Данные выводы суда судебная коллегия находит верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Общества с административным иском в суд в Приложениях N N 2 и 2.1 Правил землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером N на карте зон с особыми условиями использования территории отображалась санитарно-защитная зона для "Якутская ТЭЦ" ОАО "Якутскэнерго" "Производственный комплекс Якутская ТЭЦ", а согласно пункту 61 Приложения N 10 ОАО АК "Якутскэнерго" ЯТЭЦ было отнесено к перечню объектов и предприятий, формирующих границы санитарно-защитной зоны, второго класса опасности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый ООО "Строитель-2004" пункт 61 Приложения N 10 к Правилам землепользования и застройки исключен на основании пункта 1.25 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 15 июня 2022 года N 527-НПА, принятого решением Думы от 15 июня 2022 года N РЯГД-38-7. До 15 июня 2022 года, как следовало из Приложения N 10 к Правилам, указанное предприятие - Якутская ТЭЦ ПАО "Якутскэнерго" было отнесено к предприятиям второго класса опасности, в связи с чем была установлена санитарно-защитная зона размером 500 метров.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются в том числе санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий. Сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, Санитарные правила).
Согласно разделу VII указанных Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства третьего класса - 300 метров; промышленные объекты и производства второго класса - 500 метров.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Из материалов дела следует, что 14 апреля 2021 года Главным санитарным врачом по Республике Саха (Якутия) на основании экспертного заключения (протокола) санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации от 27 сентября 2019 года N 1-2551, санитарно-эпидемиологического заключения от 13 августа 2020 года было принято решение об установлении санитарно-защитной зоны для Якутской ТЭЦ ПАО "Якутскэнерго".
Таким образом, решением Главного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) установлена санитарно-защитная зона для Якутской ТЭЦ ПАО "Якутскэнерго", определены границы этой зоны, координаты поворотных точек этих границ.
В настоящее время в соответствующих Картах отображена санитарно-защитная зона, установленная решением Главного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 14 апреля 2021 года.
Из заключения кадастрового инженера от 23 мая 2022 года, представленного административными истцами, следует, что, если исходить из координат характерных точек границ санитарно-защитной зоны, установленных решением Главного санитарного врача Республике Саха (Якутия) от 14 апреля 2021 года, то земельный участок Общества не пересекает границы санитарно-защитной зоны и находится от нее на расстоянии 0, 58 м.
Судом установлено, что отнесение Якутская ТЭЦ ПАО "Якутскэнерго" к предприятиям второго класса опасности было ошибочным, поскольку из информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по запросу суда, следовало, что объект "Якутская ТЭЦ ОАО АК "Якутскэнерго", находящийся на земельном участке с кадастровым номером N, относится к третьему классу опасности в соответствии с пунктом 10.3.2 "Производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива" согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 7 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74". Кроме того, по санитарной классификации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 ТЭЦ тепловой мощностью от 200 Гкал/час, работающие на газовом и мазутном топливе (последний - как резервный), отнесены к предприятиям третьего класса опасности.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, изложенные обстоятельства не могут служить основанием для признания Приложений NN 2, 2.1 и пункта 61 Приложения N 10 к Правилам недействующими, поскольку указанными нормами права Общества не были нарушены. Отнесение ЯТЭЦ ПАО "Якутскэнерго" к предприятиям второго класса опасности повлекло установление санитарно-защитной зоны радиусом 500 метров, однако установление данной зоны в таком размере не привело к нарушению прав Общества. Доказательств этому суд не представлено, кроме того, вопреки утверждениям представителя ООО "Строитель-2004", отсутствие нарушения прав Общества, которое на момент приобретения спорного земельного участка был осведомлен о наличии ограничений в его использовании, подтверждается, в том числе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2018 года по делу N А58-358/2016.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не находит.
В соответствии частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров (части 4, 5 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 14:36:105006:27, подготовленного заместителем начальника Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, следует, что одним из ограничений использования земельного участка Общества является установление водоохранной зоны, пересекаемая площадь земельного участка 580, 91 кв.м.
Согласно пункту 3 сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) от 26 июля 2022 года, представленных Окружной администрацией города Якутска, земельный участок Общества расположен в водоохранной зоне: за пределами береговой полосы.
Согласно пункту 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
Таким образом, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы возникают в силу федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года, в частности, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Кроме того, как предусмотрено пунктом 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется, в частности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в Республике Саха (Якутия) органом, осуществляющим реализацию переданных полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов согласно соответствующему Положению является Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), следовательно, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) отнесено к компетенции данного органа государственной власти субъекта.
Как следует из представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия) информации, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах водоохраной зоны реки Лена с реестровым номером 14:36-6.1911. Данные сведения в реестр внесены по обращению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2022 года. По состоянию 26 июля 2022 года земельный участок с кадастровым номером N не входит в границу водоохранной зоны и защитной полосы реки Лена в городе Якутске с реестровым номером N.
Таким образом, материалы дела подтверждают то обстоятельство, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о водоохранной зоне реки Лена, согласно которым земельный участок Общества в данную зону не входит.
Вместе с тем на Картах градостроительного зонирования на момент рассмотрения административно-правового спора по существу не отображена водоохранная зона реки Лена в новых границах, отображения водоохранная зона реки Лена размером 500 метров от уреза воды.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку установление и отображение водоохраной зоны размером 500 метров осуществлено без каких-либо нормативных обоснований, без учета требований Водного кодекса Российской Федерации, что нарушает права Общества, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований Общества в данной части.
При этом суд правомерно не нашел оснований для признания недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка ООО "Строитель-2004" к прибрежной защитной полосе, поскольку не установлено, что земельный участок Общества входит в прибрежную защитную полосу реки Лена.
Рассматривая требования Общины "Кытах" (Чаша), суд установил, что по договору от 27 марта 2019 года N 09-1/2019-0059, заключенному с Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Община является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 3026 кв.м, с видом разрешенного использования "под строительство базы отдыха и стоянки лодок" (код 13.4), со сроком по 27 марта 2024 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Община является собственником нежилого здания площадью 271, 8 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
17 января 2022 года заявление Общины "Кытах" (Чаша) о предоставлении земельного участка в собственность Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска было оставлено без удовлетворения. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность послужило, в том числе расположение земельного участка в пределах границ береговой полосы водного объекта.
Согласно части 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) (пункт 8 Правил определения местоположения береговой линии).
Судом установлен и подтверждается представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Ленским бассейновым водным управлением, Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) информацией, а также пояснениями специалиста ФИО6 факт того, что сведения о береговых линиях (границах водного объекта) реки Лена в районе городского округа "город Якутск" в Единый государственный реестр недвижимости не вносились, на Картах градостроительного зонирования Правил вопреки доводам Общины данные границы не отображены.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Общине "Кытах" (Чаша) в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Также правомерно не установлено оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:109001:69 территориальной зоны "Р-4".
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок согласно Генеральному плану расположен в функциональной зоне "места отдыха общего пользования", согласно Правилам землепользования и застройки - в территориальной зоне "Р-4".
Принимая во внимание, что основным назначением мест отдыха, мест общего пользования являются организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, судом сделан правильный вывод о том, что установление оспариваемым нормативным актом территориальной зоны "Р-4" (зона размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровительной деятельности с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования данной зоны) соответствует функциональному назначению зоны мест отдыха общего пользования, установленному Генеральным планом городского округа "город Якутск", и прав Общины на использование по назначению арендуемого земельного участка не нарушает.
Согласно части 5 статьи 43.6 Правил землепользования и застройки в зоне "Р-4" основными видами разрешенного использования являются: социальное обслуживание (3.2); гостиничное обслуживание (4.7); спорт (5.1); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); курортная деятельность (9.2); санаторная деятельность (9.2.1); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); земельные участки (территории) общего пользования (12.0); коммунальное обслуживание.
К вспомогательным видам разрешенного использования отнесены: бытовое обслуживание (3.3); магазины (4.4); общественное питание (4.6); служебные гаражи (4.9).
В зависимости от вида использования земельных участков в зоне "Р-4" установлены минимальные проценты застроек - 10% и 20%.
Удовлетворяя требования Общины в части признания несоответствующим действующему законодательству установление в Правилах землепользования и застройки минимального процента застройки земельных участков территориальной зоны "Р-4", в которой расположен участок с кадастровым номером N, суд первой инстанции исходил из отсутствия в статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующего предельного параметра разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Следовательно, указанный перечень не являлся исчерпывающим.
В силу части 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры и параметры, их сочетания.
При этом дальнейшее правовое регулирование предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, введенное Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" также предусматривает, что наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оспариваемые выше положения Правил землепользования и застройки не противоречат положениям части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а приведенные в названных нормах Правил предельные минимальные проценты застройки соответствуют требованиям статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (части 1.1 и 1.2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2017 года).
Доводы Общины о нарушении процедуры при внесении изменений в Правила в оспариваемой части, что выразилось в несоблюдении срока проведения публичных слушаний, судебная коллегия находит несостоятельными с учетом положений части 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), поскольку в рассматриваемом случае изменения были внесены в градостроительный регламент конкретной территориальной зоны, в таких случаях срок проведения публичных слушаний мог составлять менее срока, предусмотренного частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как установлено судом, в оспариваемых Правилах землепользования и застройки в том числе определены зоны рекреационного назначения "Р-1А", "Р-1Б", "Р-2", "Р-3", "Р-4", "Р-5", зона особо охраняемых территорий "ОТ-2", зона естественных ландшафтов "Л-1", "Л-2".
Проанализировав положения федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что определение территориальных зон является дискрецией представительных органов местного самоуправления, в связи с чем признание недействующим лесохозяйственного регламента, утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242п, не может повлечь признание недействующими соответствующих норм Правил, которыми определены рекреационная зона, зона естественных ландшафтов, зона особо охраняемых природных территорий, а также нормы, которые содержат слова "парки", "городские леса", "естественные ландшафты" и "зеленые насаждения".
В то же время суд признал противоречащим федеральному законодательству указание в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны "Л-2", ссылаясь на правовую неопределенность норм, касающихся указанной зоны.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, обозначению "Л-2" в оспариваемом нормативном правовом акте присвоено два разных наименования: зона "Л-2" - земли лесного фонда (подпункт 4 статьи 42.10 Правил); зона "Л-2" - зона естественных ландшафтов с возможностью обустройства территорий для их комплексного освоения (подпункт 1 статьи 42.11 Правил).
Вместе с тем данное обстоятельство вопреки выводам суда не свидетельствует о правовой неопределенности оспариваемых норм.
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонирование территории заключается в установлении по каждой зоне видов разрешенного использования и предельных параметров разрешенного строительства.
Оспариваемые положения Правил землепользования и застройки в статье 43.11 устанавливают виды разрешенного использования, предельные параметры разрешенного строительства только для территориальной зоны "Земли лесного фонда Л-2".
Для территориальной зоны с наименованием "Зона "Л-2" - зона естественных ландшафтов с возможностью обустройства территорий для их комплексного освоения" в Правилах какое-либо правовое регулирование отсутствует.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления о том, что в целях устранения противоречия, вызванного присвоением обозначению "Л-2" двух различных наименований, являлось достаточным признать недействующей статью 42.11 Правил землепользования и застройки "Зона естественных ландшафтов с возможностью обустройства территорий для их комплексного освоения Л-2".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30, частью 1 статьи 34 правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, а границы территориальных зон устанавливаются не только с учетом существующего использования земельных участков, но и с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом, и планируемых изменений границ земель различных категорий.
Таким образом, отсутствие в настоящее время на территории города Якутска юридически оформленных городских лесов (земель, отнесенных к лесному фонду), как верно указано в апелляционном представлении, не препятствует установлению в Правилах территориальной зоны "Земли лесного фонда Л-2" и не противоречит федеральному законодательству, поскольку возможность создания в будущем на территории городского округа лесничества и отнесения определенной территории к лесному фонду не исключена.
Кроме того, как следует из материалов дела, ни у одного из административных истцов земельные участки в указанной территориальной зоне "Л-2" не находятся, доказательства нарушения их прав оспариваемыми нормами не представлены.
Ссылки представителя административных истцов на расхождения в сведениях Генерального плана и Правил землепользования и застройки данный вывод не опровергают, поскольку оснований не доверять представленным выкопировкам из Генерального плана и Правил, а также сведениям ИСОГД в части функциональных и территориальных зон спорных земельных участков не имеется, данные сведения представлены уполномоченным лицом, в установленной форме.
Кроме того, факт нахождения земельного участка ФИО1 в одной территориальной зоне "Ж-2А" - "для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска", а не в двух ("Ж-2А" и "Л-2"), как утверждает сторона административных истцов, подтверждается также вступившими в законную силу судебными актами по административному делу N по административному иску ФИО1 об оспаривании действий Окружной администрации города Якутска, департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска.
Доводы о неразрешении требований остальных административных истцов в части признания недействующими Правил в части отображения в Приложении N 2 и в Приложении N 2.1 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также зоны санитарной охраны водозаборных сооружений г. Якутска", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку из анализа административных исковых заявлений и материалов дела вопреки утверждениям представителя административных истцов следует, что данное требование было заявлено только Обществом, которое в дальнейшем от него отказалось, в связи с чем производство по делу в указанной части было прекращено. Кроме того, не установлено нахождение земельных участков Общины "Кытах" (Чаша) и ФИО1 в указанной зоне и нарушение их прав.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение суда в части признания недействующими статьи 43.6 Правил землепользования и застройки города Якутска в части установления минимального процента застройки земельных участков в территориальной зоне "Р-4" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: город Якутск, остров Хатыстах; пунктов 15 и 16 части 13 статьи 3 указанных Правил в части указания на зону "Л-2"; части 3 статьи 40 Правил в части указания в качестве зоны естественных ландшафтов "Л-2"; частей 4 и 5 статьи 42.10 Правил полностью; статьи 43.11 Правил полностью: абзаца 3 статьи 57 Правил в части слов: "земли лесного фонда"; абзаца 4 части 3 статьи 58 Правил в части слова "леса"; пункта "а" части 1 статьи 58.2 Правил в части слова "леса"; Приложения N 1, Приложения N 1.1, Приложения 1.2, Приложения N 1.3, Приложения N 1.4, Приложения N 1.5, Приложения N 1.6, Приложения N 4 к Правилам в части отображения в них зоны "Л-2" нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене в указанной части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в части признания недействующими
статьи 43.6 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9, в части установления минимального процента застройки земельных участков в территориальной зоне "Р-4" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного г "адрес"
пунктов 15 и 16 части 13 статьи 3 указанных Правил в части указания на зону "Л-2";
части 3 статьи 40 Правил в части указания в качестве зоны естественных ландшафтов "Л-2";
частей 4 и 5 статьи 42.10 Правил полностью;
статьи 43.11 Правил полностью:
абзаца 3 статьи 57 Правил в части слов: "земли лесного фонда";
абзаца 4 части 3 статьи 58 Правил в части слова "леса";
пункта "а" части 1 статьи 58.2 Правил в части слова "леса";
Приложения N 1, Приложения N 1.1, Приложения 1.2, Приложения N 1.3, Приложения N 1.4, Приложения N 1.5, Приложения N 1.6, Приложения N 4 к Правилам в части отображения в них зоны "Л-2"
отменить и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения.
Сообщение о данном решении опубликовать в печатном издании "Эхо Столицы" в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.