Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе судьи Мулярчика А.И., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N 9а-26/2023 по частной жалобе представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" Федорова Александра Олеговича на определение Алтайского краевого суда от 3 февраля 2023 года, которым отказано в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" (далее - ООО "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика") обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости.
Определением Алтайского краевого суда от 3 февраля 2023 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С указанным определением не согласился представитель административного истца ООО "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" Федоров А.О, в частной жалобе просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на то, что положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) не подлежат применению к рассматриваемым отношениям, поскольку с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости 8 декабря 2022 года - до даты перехода к применению на территории Алтайского края положений статьи 22.1. Закона о государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из анализа материалов дела следует, что ООО "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N.
8 декабря 2022 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края (далее - Комиссия), с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости. Решением Комиссии от 27 декабря 2022 года N 10/21-2022Р данное заявление было отклонено.
2 февраля 2023 года административный истец обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не соблюден установленный на территории Алтайского края с 1 января 2023 года обязательный внесудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24 Закона о государственной кадастровой оценке к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (часть 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с данным федеральным законом или в соответствии с Законом об оценочной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года N 533 определена дата начала применения на территории Алтайского края положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2023 года.
Таким образом, с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
ООО "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков после 1 января 2023 года без обращения в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости таких объектов недвижимости, что позволило суду первой инстанции прийти к выводу о том, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости административный истец обратился в Комиссию 8 декабря 2022 года, то есть, до даты, установленной Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года N 533.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Таким образом, положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки, действующие в субъекте Российской Федерации с 1 января 2023 года, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости начата административным истцом до указанной даты.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось указанных в определении оснований для отказа в принятии административного иска.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Алтайского краевого суда от 3 февраля 2023 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский комбинат железобетонных изделий N 1 имени Владимира Ивановича Мудрика" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости направить в Алтайский краевой суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Мулярчик А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.