Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "ЭКОКОМ" Кайзера О.П. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 27 апреля 2021 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 19 октября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 19 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "ЭКОКОМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 27 апреля 2021 года N 315/009/АР/2, оставленным без изменения решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 19 октября 2021 года, решением судьи Московского городского суда от 19 мая 2022 года, ООО "ЭКОКОМ" (далее также общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения,, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Кайзер О.П. просит отменить указанные акты, вынесенное в отношении ООО "ЭКОКОМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ, пунктом 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 этого Закона.
Как усматривается из представленных материалов, ООО "Экоком", осуществляет на основании лицензии от 21 декабря 2020 года N 050135 деятельность по сбору отходов 3-4 класса опасности, транспортированию отходов 1-4 класса опасности, обработке и утилизации отходов 3-4 класса опасности, обезвреживанию отходов 3-4 класса опасности, размещению отходов 1-4 классов опасности, эксплуатирует специализированное оборудование Reverse Osmosis (RO) Plant, производительностью до 480 куб.м/сутки, предназначенное для очистки сточных, технических, поверхностных вод, в том числе, для утилизации и обезвреживания отходов "Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов", принимаемых от сторонних организаций, в результате работы которой образуется пермеат (очищенная вода), для накопления которого установлена 1 емкость объемом 75 куб.м, и концентрат, являющийся отходом 3 класса опасности, для накопления которого на выходе из указанной установки установлены 3 емкости по 75 куб.м, каждая, в связи с чем данная территория поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код 46-0177-010227-П, свидетельство N Dexnk 9mi от 20 мая 2019 года, присвоена 1 категория негативного воздействия на окружающую среду.
19 марта 2021 года в 12 часов 00 минут в ходе проведения должностными лицами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в рамках административного расследования в связи с обращением гражданина от 20 января 2021 года N 120Г-1328 обследования огороженной территории земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", промышленно-складская зона N2, часть которого, площадью 3800 кв.м, на основании договора аренды от 01 февраля 2019 года N предоставлена в аренду для размещения производственной базы и складских помещений ООО "Экоком" выявлено, что ООО "Экоком", в нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 24 Закон N 7-ФЗ Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", приказа Минприроды России от 08 декабря 2020 года N1029 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" не разработан проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и не направлен на утверждение в уполномоченный орган.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Деяние общества квалифицировано по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Доводы жалобы о недоказанности вины общества в совершении административного правонарушения, т.к. заявителем неоднократно разрабатывался проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, который в апреле 2019 года и в марте 2021 года направлялся на утверждение в уполномоченный орган, судебными инстанциями проверены и признаны неубедительными..
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что общество не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями приведен подробный анализ исследованных ими доказательств и мотивы принятых ими постановлений.
При этом должностным лицом и нижестоящими инстанциями сделан правильный вывод о том, что данное правонарушение является длящимся, срок давности за его совершение следует исчислять с момента обнаружения такого правонарушения.
С их выводами в этой части, изложенными в постановлениях, также можно согласиться.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 27 апреля 2021 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 19 октября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 19 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "ЭКОКОМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "ЭКОКОМ" Кайзера О.П. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.