Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу защитника Т. - Х., действующей по доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 9 июня 2022 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Таджикистан Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Московского городского суда от 9 июня 2022 года постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года оставлено без изменения.
Защитник Т. - Х. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение представленных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N109-ФЗ) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания: 1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает; 2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
В силу части 2 статьи 21 Закона N109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (часть 3 статьи 21 Закона N109-ФЗ).
Как следует из представленных материалов дела, 10 февраля 2022 года в 23 часа 00 минут по адресу: "адрес". в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по Останкинскому району г. Москвы выявлен гражданин Республики Таджикистан Т, который прибыв на территорию РФ 26 июля 2021 года в порядке, не требующем получения визы, был поставлен на миграционный учет по адресу: "адрес", однако фактически проживал по адресу: "адрес", чем нарушил правила миграционного учета, установленные статьями 20 - 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Т. подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 февраля 2022 года; рапортом сотрудника полиции от 10 февраля 2022 года; письменными объяснениями Т. от 10 февраля 2022 года; справкой АС ЦБДУИГ, бланком уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Т. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Т. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии Т. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опровергаются собранными по делу доказательствами.
Доводы жалобы о необходимости применения положений Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее -Указ Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364) основаны на его ошибочном толковании.
Согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364, с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В силу пункта 3 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364, с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 6 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364).
Распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2022 года N1253-р (ред. от 5 сентября 2022 года) утвержден Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. Республика Таджикистан в этот Перечень не включена.
Пунктом 3 распоряжения Правительства РФ от 20 мая 2022 года N1253-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, не включенным в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 814-р (документ утратил силу с 14 июня 2022 года в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 14.06.2022 N1552-р) пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года N 635-р (документ утратил силу с 15 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14 июля 2022 года N1267) дополнен позициями следующего содержания: "Венесуэла, Германия, Сирия, Таджикистан, Узбекистан, Шри-Ланка".
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года N763-р (ред. от 28 июня 2022 года) "О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" (документ утратил силу с 15 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14 июля 2022 года N1267), в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьей 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы (пункт 1 распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года N763-р).
Согласно пункта 2(1) распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2020 года N763-р, положения пункта 1 настоящего распоряжения не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Белоруссия, выезжающих из Российской Федерации (за исключением выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику), то есть ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства на выезд из Российской Федерации через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, не имелось.
Таким образом, течение срока временного пребывания гражданина Р. Таджикистан Т. приостановленного Указом Президента Российской Федерации 15 июня 2021 года N 364, истекло 1 января 2022 года и с этой даты Т. обязан был покинуть Российскую Федерацию, так как законных оснований нахождения на её территории и препятствий для выезда с Российской Федерации у него не имелось.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Административное наказание Т. в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ назначено судом в соответствии с требованиями статей 3.10, 4.1, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного.
Нарушений норм материального и процессуального права при привлечении Т. к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено. Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 9 июня 2022 года являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 9 июня 2022 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Таджикистан Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, защитника Т. - Х. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.