Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу защитника З. - Х., действующей по доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Узбекистан З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года оставлено без изменения.
Защитник З. - Х. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение представленных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела, 17 мая 2022 года в 15 часов 00 минут по адресу: "адрес" в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Узбекистан З, прибывший в Российскую Федерацию 12 декабря 2021 года в порядке не требующем получения визы, который по истечении установленного срока временного пребывания - 11 марта 2022 года, уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требование норм Федерального Закона РФ от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения указанного правонарушения и виновность З. подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17 мая 2022 года; рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном задержании от 17 мая 2022 года; объяснениями З.; данными АС ЦБДУИГ, "Территория", которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения обществом, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия З. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении З. административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии З. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опровергаются собранными по делу доказательствами.
Доводы жалобы о необходимости применения положений Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее -Указ Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364) основаны на ошибочном толковании названного Указа Президента РФ.
Согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364, с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В силу пункта 3 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364, с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 6 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364).
Распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2022 года N1253-р (ред. от 5 сентября 2022 года) утвержден Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. Республика Узбекистан в этот Перечень не включена.
Пунктом 3 распоряжения Правительства РФ от 20 мая 2022 года N1253-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, не включенным в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 814-р (документ утратил силу с 14 июня 2022 года в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 14 июня 2022 года N1552-р) пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года N 635-р (документ утратил силу с 15 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14 июля 2022 года N1267) дополнен позициями следующего содержания: "Венесуэла, Германия, Сирия, Таджикистан, Узбекистан, Шри-Ланка".
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года N763-р (ред. от 28 июня 2022 года) "О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" (документ утратил силу с 15 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14 июля 2022 года N1267), в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьей 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы (пункт 1 распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 года N763-р).
Согласно пункта 2(1) распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2020 года N763-р, положения пункта 1 настоящего распоряжения не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Белоруссия, выезжающих из Российской Федерации (за исключением выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику), то есть ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства на выезд из Российской Федерации через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, не имелось.
Таким образом, течение срока временного пребывания Республики Узбекистан З, приостановленного Указом Президента Российской Федерации 15 июня 2021 года N 364, истекло 1 января 2022 года и с этой даты З. обязан был покинуть Российскую Федерацию, так как законных оснований нахождения на её территории и препятствий для выезда с Российской Федерации у него не имелось.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Административное наказание З. в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ назначено судом в соответствии с требованиями статей 3.10, 4.1, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного.
Нарушений норм материального и процессуального права при привлечении З. к административной ответственности по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено. Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 мая 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Узбекистан З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника З. - Х. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.