Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Международной общественной организации " ФИО9", ФИО2 - Сорк Дианы Михайловны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 октября 2022 года, вынесенное по административному делу N 2а-890/2022 по административному иску МОО " ФИО10" к Минюсту России, УФНС России по г. Москве о признании распоряжения и решения незаконными, возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя ФИО2 - адвоката Кулевской Т.А, представителя УФНС России по г. Москве Гривского К.К, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 года Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" ликвидирована по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
28 марта 2022 года Министерством юстиции РФ принято решение о государственной регистрации Организации в связи с ликвидацией (распоряжение N 324-р).
5 апреля 2022 года Федеральной налоговой службой в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица в связи с ликвидацией Международной общественной организации "Международного историко-просветительского общества "Мемориал".
15 апреля 2022 года по результатам рассмотрения представленных Международной общественной организацией " ФИО11" для государственной регистрации документов в связи с формированием ликвидационной комиссии, Минюстом России установлено, что 5 апреля 2022 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Организации в связи с ликвидацией по решению суда, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 Закона N 82-ФЗ, подпунктом 7 пункта 1 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации Организации в связи с формированием ликвидационной комиссии (распоряжение от 14 апреля 2022 года N 460-р).
ФИО12, Международная общественная организация " ФИО13" обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве о признании незаконным распоряжения о прекращении юридического лица, возложении на Министерство юстиции обязанности издать распоряжение об исключении из ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица в связи с ликвидацией, признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в связи с формированием ликвидационной комиссии, возложении на Министерство юстиции РФ обязанности произвести государственную регистрацию изменений в связи с началом ликвидации юридического лица, формированием ликвидационной комиссии и назначением руководителя ликвидационной комиссии.
Требования мотивированы тем, что основанием для внесения записи о ликвидации явилось распоряжение Минюста России, вынесенное на основании решения Верховного Суда Российской Федерации. С указанным распоряжением административные истцы не согласны, поскольку оно лишает организацию возможности провести процедуру ликвидации. Организация утратила правоспособность, банковские счета были заблокированы, в связи с чем организация не может исполнять денежные обязательства. Кроме того, нарушены права ФИО2 как сотрудника организации, которая вправе получать заработную плату.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 февраля 2023 года, представитель административных истцов Сорк Д.М. просит об отмене состоявшихся судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В силу пунктов 4, 5 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года N 343 (действовавшего на дату принятия оспариваемых решений), внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона N 129-ФЗ или решений судов. Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также заверенную в установленном порядке копию решения суда. Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления этих документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Разрешая настоящий спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что что действия и решения административных ответчиков являются законными и обоснованными, права Организации и ФИО2, как исполнительного директора и руководителя ликвидационной комиссии, не нарушены, действия Министерства юстиции РФ произведены в целях исполнения решения Верховного Суда РФ.
Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
На основании пункта 1 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Положениями статьи 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда и решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом ФНС России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
В силу статьи 21 названного Закона, ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что решение о ликвидации организации принято Верховным Судом РФ 28 декабря 2021 года, вступившем в законную силу 28 февраля 2022 года, при этом в решении отсутствует специальное указание на выполнение ликвидационных процедур и возложение обязанности по их осуществлению на конкретных лиц, в связи с чем 28 марта 2022 года Министерством юстиции РФ принято решение о государственной регистрации Организации в связи с ликвидацией (распоряжение N 324-р).
Действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности некоммерческой организации соответствуют установленному действующим законодательством порядку и не нарушают права и законные интересы Организации.
При этом на правильность данных действий доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация некоммерческой организации должна проходить в обычном порядке, не влияют, в рассматриваемых правоотношениях административный порядок принудительной ликвидации юридического лица не действует.
Минюст и УФНС России по г. Москве осуществили установленную законом обязанность по внесению в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ликвидации юридического лица во исполнение вступившего в законную силу решения Верховного суда РФ, оснований для последующей государственной регистрации изменений в связи с формированием ликвидационной комиссии юридического лица у административных ответчиков не имелось, что свидетельствует о законности принятого 14 апреля 2022 года решения об отказе в государственной регистрации Организации в связи с формированием ликвидационной комиссии.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административными истцами не указано в чем конкретно выражаются негативные последствия в результате совершенных действий уполномоченными органами, с учетом установленных по делу обстоятельств, права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку судами, не согласится с которыми, судебная коллегия оснований не имеет.
Оснований, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО2, Международной общественной организации " ФИО14" - Сорк Дианы Михайловны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.