Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 - Махкамова М.К. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-156/2022 по административному иску ФИО1 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании решения незаконным, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя ФИО1 - Махкамова М.К. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
14 декабря 2021 года ФИО1 обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации" в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
16 декабря 2021 года Департаментом городского имущества г. Москвы принято решение об отказе в приеме документов для предоставления указанной государственной услуги N на том основании, что ФИО1 не относится к заявителям данной государственной услуги, указанным в пункте 2.4.1 Административного регламента, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании решения от 14 декабря 2021 г, обязании рассмотреть запрос о предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации" в отношении земельного участка с кадастровым номером N по существу.
Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок был закреплен за предыдущим владельцем принадлежащей ей квартиры, права на которую перешли к ФИО1 в порядке наследования, в связи с чем полагала, что в приеме заявления административным ответчиком безосновательно отказано.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 февраля 2023 года, представитель ФИО1 - Махкамов М.К. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе суда, указывая на неверное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения действующего законодательства допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано, административный ответчик правом разрешать споры о правах на земельные участки не наделен, в кадастр недвижимости не внесены данные о местоположении земельного участка (границы в соответствии с земельным законодательством не установлены), в связи с чем административный ответчик, рассматривая запрос на предоставление государственной услуги и отказывая в приеме документов, действовал в соответствии с законом, в пределах предоставленных полномочий и без нарушения прав административного истца.
Между тем выводы судебных инстанций являются преждевременными, так как основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Обращаясь 14 декабря 2021 года в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации" в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", ФИО1 представила архивную справку администрации г.о. Химки Московской области от 18 февраля 2008 года о том, что за ФИО5 приказом по совхозу "Путь к коммунизму" N-з от ДД.ММ.ГГГГ закреплен земельный участок 0, 15 га в "адрес"; судебные акты о допуске ФИО1 правопреемником после смерти ФИО5 в гражданское дело об изменении долей в праве общей долевой собственности на дом; копию утвержденного проекта межевания территории бывшей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки ГБУ МосгорБТИ об идентификации адреса.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 443-ФЗ, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221.
Согласно пункту 2 указанных Правил, адрес образующие элементы - страна, субъект Российской Федерации, федеральная территория, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, органами публичной власти федеральной территории, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Согласно пункту 20 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
В силу пункта 27 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 34 Правил предусмотрен перечень документов, на основании которых уполномоченными органами принимаются решения, предусмотренные пунктом 20 настоящих Правил.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом городского имущества в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.3 постановления Правительства Москвы от 26 февраля 2016 года N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес".
В качестве заявителей могут выступать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками объектов адресации либо лицами, обладающими правом хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также представители собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченные на подачу такого заявления решением общего собрания указанных собственников, представители членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченные на подачу такого заявления решением общего собрания членов такого некоммерческого объединения (пункт 2.4.1. Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.5.1.1.4 Административного регламента, в перечень документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги, входят копии документов, устанавливающих (удостоверяющих) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что согласно выписки из ЕГРН земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, имеет адрес: "адрес"; права на него не зарегистрированы.
Как следует из материалов административного дела и обжалуемых судебных актов, оставляя без удовлетворения заявленные требования, суды доводы о наличии права на обращение в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением на предоставление государственной услуги, о направлении всех необходимых для предоставления государственной услуги документов, не проверили, ограничившись указанием на то, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано.
При этом суды оставили без внимания то обстоятельство, что ФИО1 в порядке наследования после смерти ФИО5 является собственником квартиры по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, которая расположена в доме с кадастровым номером N. Административный истец указывает, что дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
При обращении ФИО1 к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана в связи с уточнением границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N установлено, что распоряжением ДГИ г. Москвы N от 23 января 2018 года утверждён проект межевания территории бывшей "адрес", которым выделяется земельный участок N ("адрес", "адрес"). При сопоставлении внесенных в ЕГРН сведений об адресе рассматриваемого земельного участка по адресу "адрес" выявлено несоответствии адресов с представленными документами, содержащими адрес "адрес".
В материалы дела также представлена информация МосгорБТИ в отношении здания, расположенного по адресу: "адрес", согласно которой материалы инвентарного дела ГБУ МосгорБТИ содержат техническую документацию с адресным ориентиром: "адрес"
На основании изложенного судебная коллегия считает доводы кассационной жалобы ФИО1 заслуживающими внимания, а обжалуемые судебные акты - принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита нарушенных прав административного истца.
При таком положении обжалуемые судебные акты суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными в связи с чем данные судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Хорошевский районный суд г. Москвы
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.