Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Старостенко Алены Витальевны на решение Ковровского городского суда от 02 сентября 2022 года (дело N 2а-2596/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 08 декабря 2022 года (дело N 33а-4466/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Старостенко Алены Витальевны об оспаривании действий администрации Ковровского района Владимирской области.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Решением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исх. Nм ФИО1 отказано во внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малыгинское сельское поселение "адрес", на том основании, что земельные участки с кадастровыми номерами с N относятся к сельскохозяйственным угодьям, используются АО Агрофирма "Заречье" по назначению, выведение данных земельных участков из сельскохозяйственного оборота не допускается.
Считая решение незаконным, Старостенко А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене названного решения.
Требования мотивированы тем, что согласно Генеральному плану муниципального образования Малыгинское сельское поселение Ковровского района Владимирской области принадлежащие административному истцу земельные участки отнесены к функциональной зоне "земли сельскохозяйственного использования вне границ населенного пункта", в связи с чем, Генеральный план факт принадлежности данных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям не подтверждает. Иных данных, свидетельствующих об отнесении принадлежащих Старостенко А.В. земельных участков к сельскохозяйственным угодьям, не имеется. Кроме того, часть земельных участков, принадлежащих АО Агрофирма "Заречье", образованных из земельного участка с кадастровым номером N, были включены в состав населенных пунктов Ковровского района, что повлекло изменение категории данных земель и вида разрешенного использования.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 02 сентября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 08 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Старостенко А.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Старостенко А.В. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
От администрации Ковровского района Владимирской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов.
Из положений статей 20 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе внесение изменений в данные документы, утверждаются представительными органами местного самоуправления этих муниципальных образований, а утверждению документов территориального планирования муниципальных образований предшествует их подготовка в порядке, регламентированном положениями указанных статей Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Старостенко А.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами с N, общей площадью 55 000 кв. м, относящихся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования Малыгинское сельское поселение, утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования Малыгинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N, земельные участки с кадастровыми номерами с N находятся в функциональной зоне сельскохозяйственного использования.
Указанные земельные образованы путём раздела земельного участка с кадастровым номером N, который в свою очередь образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного в общую долевую собственность членов АО Агрофирма "Заречье", что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N N, копией межевого плана, письмом АО Агрофирма "Заречье" от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о внесении изменения в Генеральный план муниципального образования Малыгинское сельское поселение путем включения принадлежащих ей земельных участков в границы населенного пункта "адрес" с целью перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Малыгинского сельского поселения принято решение о нецелесообразности включения в границу населенного пункта "адрес" указанных выше земельных участков.
Решением Ковровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N N решение комиссии признано незаконным, на администрацию Ковровского района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Старостенко А.В.
При повторном рассмотрении заявления, 27 мая 2022 года на заседании комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Малыгинское сельское поселение по результатам исследования материалов по вычислению площадей земельных угодий колхоза им. XXII съезда КПСС Ковровского района Владимирской области, установлено, что спорные земельные участки расположены в секции 10, общей площадью 294, 74 га и отнесены к сельскохозяйственным угодьям (характеристика по контурности - сенокосы). По информации АО Агрофирма "Заречье" от 29 марта 2022 года N 11 земельные участки обрабатываются АО Агрофирма "Заречье" и используются в соответствии с разрешенным использованием как сенокосы. С учётом исследованных документов комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащих Старостенко А.В. земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, в границы населенного пункта д. Бизимово.
Согласно письму АО Агрофирма "Заречье" от N, на базе колхоза им. XXII съезда КПСС Ковровского района, было создано АОЗТ Агрофирма "Заречье", организационно-правовая форма которой последовательно была изменена на ЗАО Агрофирма "Заречье", ОАО Агрофирма "Заречье", АО Агрофирма "Заречье".
Письмом от 31 мая 2022 года N N администрация Ковровского района отказала Старостенко А.В. внести изменения в Генеральный план муниципального образования Малыгинское сельское поселение Ковровского района Владимирской области путем присоединения земельных участков с кадастровыми номерами с N в границы населенного пункта дер. Бизимово Ковровского район.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, решение об отказе принято уполномоченным органом, в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка, закону не противоречит, права и законных интересов административного истца не нарушает.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана верная правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 73 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При этом пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что сельскохозяйственные угодья (включая сенокосы, пастбища, залежи), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, в связи с чем, в силу пункта 6 этой же статьи установлен запрет на включение сельскохозяйственных угодий в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также их использование для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами с N являются сельскохозяйственными угодьями. Выводы судов об этом подробно изложены в обжалуемых судебных актах
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных решений, так как сводятся по существу к несогласию с выводами судов и иной оценке установленных по делу обстоятельств.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении данного административного спора нормы материального и процессуального права судами обеих инстанций применены правильно. Всем доводам, которые приводились административным истцом в ходе рассмотрения дела, судами дана надлежащая правовая оценка.
Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ковровского городского суда от 02 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.