Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Межрегионального общественного движения " ФИО11", ФИО2 по доверенности - Плюсиной А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-407/2022 по административному иску незарегистрированного общественного объединения Межрегиональное общественное движение " ФИО12", ФИО2 к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, обязании исключить из реестра, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Минюста России Пинаевой А.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
8 ноября 2021 года Минюстом России принято распоряжение N 1263-р о включении в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, функционирующее без приобретения прав юридического лица Межрегиональное общественное движение " ФИО13".
Межрегиональное общественного движения " ФИО14" и ФИО2, действующая также в интересах данной организации, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании вышеназванного распоряжения незаконным, обязании исключить из реестра.
В обоснование требований указав, что оспариваемым распоряжением на Движение и его председателя Совета налагаются дополнительные обязанности, неисполнение которых может привести к административной и уголовной ответственности, чем нарушаются статьи 10, 11, 14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 22 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 12 и 20 Всеобщей декларации прав человека.
У Министерства юстиции России не имелось оснований для включения Движения в реестр, так как политическая деятельность не осуществлялась, Движение в силу законодательства не может иметь источники финансирования, доказательств обратного у административного ответчика не имеется. Министерством юстиции России не предоставлена возможность ответить на возможные претензии, решение нарушает право на ассоциацию, свободу выражения мнения, запрет дискриминации, нарушает пределы ограничения прав, установленных Конвенцией.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 февраля 2023 года, представитель административных истцов - Плюсина А.В. просит об отмене состоявшихся судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств, указывая, что административный ответчик не имел оснований для включения Движения в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента и не доказал обоснованность данного решения в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России ведет реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр).
Пунктом 9 Порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 1 июня 2021 года N 92, предусмотрено, что основанием для включения объединения в реестр является распоряжение Минюста России, издаваемое на основании уведомления; документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица и не подало уведомление в порядке, установленном частью 1 статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82- ФЗ), денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Согласно статье 3 Закона N 82-ФЗ создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В соответствии со статьей 29.1 Закона N 82-ФЗ общественное объединение, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, либо намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано уведомить об этом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом государственной регистрации.
Для целей настоящей статьи под политической деятельностью, осуществляемой на территории Российской Федерации, понимается политическая деятельность в том значении, в каком она определена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Разрешая настоящий спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку исходили из того, что оспариваемое распоряжение принято в пределах предоставленных полномочий, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Движения достоверные сведения о получаемых им средствах, в том числе от иностранных источников и участии в политической деятельности, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", сомнения в обоснованности принятого Министерством юстиции РФ распоряжения отсутствуют.
Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
По сведениям, представленным Роскомнадзором, организацией-оператором Движения является Благотворительный фонд социально-правовой помощи " ФИО15", включенный 01 марта 2016 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Согласно сайту Движения "данные изъяты", финансовая поддержка его деятельности осуществляется через сбор пожертвований БФ " ФИО17" ("данные изъяты"). В период с 2020 года по 2021 год на счета БФ " ФИО18" поступило около "данные изъяты" млн. рублей иностранного финансирования.
Также установлено, что Движением осуществляется следующая деятельность: на сайте Движения в разделе новости опубликованы несколько статей, содержащие негативную оценку деятельности российских правоохранительных и судебных органов, имеется канал на видеохостинге Youtube, на котором также публикуются видеоматериалы, содержащие сюжеты аналогичного содержания; Движением проводится путем онлайн анкетирования и размещается информация по выявлению и учету случаев насилия и дискриминации по отношению к ЛГБТК+ людям в России, проводится рекламация книг для взрослых о ЛГБТ+ семьях, пропагандируется легализация ЛГБТ, пропагандируется отмена законов дискриминирующих деятельность ЛГБТ+. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра интернет-страниц от 3 ноября 2021 года ГУ МВД России с представленными скриншотами.
Проведя содержательный анализ представленных материалов, судами сделан правильный вывод о том, что деятельность Движения носит политический характер, поскольку распространяемая Движением информация оказывает влияние на правовое регулирование общественных отношений на территории Российской Федерации, направлена на формирование общественного мнения в отношении проводимой государственными органами политики, нацелена на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и общества.
Позиция представителя административного истца, изложенная в кассационной жалобе, о недопустимости представленных по делу доказательств, правомерно отклонена судебными инстанциями.
Росфинмониторинг, являясь федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, вправе собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти соответствующую информацию.
В судебном заседании установлено наличие информации, изложенной Минюстом России, о получении иностранного финансирования Движением. Такая информация представлена в распоряжение Минюсту в соответствии с полномочиями Росфинмониторинга.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что акт осмотра интернет-страниц от 3 ноября 2021 года, оформленный ГУ МВД России нельзя признать надлежащим доказательством, не влекут отмены судебных актов, поскольку уполномоченные органы, контролирующие вопросы национальной безопасности и общественного порядка, вправе собирать такую информацию и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение Межрегионального общественного движения " ФИО19" в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой вмешательство в связи с возложением дополнительных обязанностей, а также влечет ограничение прав, и не является необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, получили надлежащую правовую оценку судами.
Отвергая доводы административного истца о нарушении статьи 29 Конституции РФ, статьи 10, 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия отмечает, что осуществление права на свободу выражения мнения (и свободу прессы), может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, ее независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Оснований, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных истцов Межрегионального общественного движения " ФИО20", ФИО2 по доверенности - Плюсиной А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.