Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В, судей Смирновой Е.Д, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации г. Мичуринска Тамбовской области по доверенности ФИО4 на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Прокуратуры г. Мичуринска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Мичуринска Тамбовской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мичуринска Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги по ул. Проводников мкр. Кочетовка г. Мичуринска Тамбовской области.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе прокурорской проверки выявлены недостатки в состоянии грунтовой автомобильной дороги по названному выше адресу, а именно: дорожное покрытие указанной автомобильной дороги имеет многочисленные просадки на всем протяжении автодороги, колейности; на дороге отсутствуют водоотводные канавы, допущен застой воды на поверхности дороги; не выполнено устройство дорожного основания и покрытия дороги из щебеночного либо гравийного материала. Во внесудебном порядке все недостатки устранены не были, что и послужило поводом для обращения в суд.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление удовлетворено частично: бездействие администрации города Мичуринска Тамбовской области в части ненадлежащего содержания автомобильной дороги по "адрес" признано незаконным.
На администрацию города Мичуринска Тамбовской области возложена обязать провести работы по приведению автомобильной дороги по "адрес" в соответствии с требованиями "данные изъяты". "данные изъяты". Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет", а также "данные изъяты" "данные изъяты" в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей 17 февраля 2023 года, представителем административного ответчика Администрации г. Мичуринска Тамбовской области по доверенности ФИО4 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенных судебных актов, судебной коллегией не установлено.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Статьей 13 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В силу пп. 5, 25, 27 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Существование автомобильной дороги на "адрес", ее местонахождение, принадлежность, категория, вид покрытия, наличие повреждений дорожного полотна подтверждаются Постановлением администрации г. Мичуринска Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ N, проведенными проверками прокурора и актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленными сотрудниками прокуратуры совместно с сотрудниками ГИБДД ОМВД по г. Мичуринску Тамбовской области.
Как правильно установлено судами нижестоящих инстанций при рассмотрении административного дела, надлежащее состояние указанной прокурором автомобильной дороги в силу вышеприведенных норм права обязан обеспечить административный ответчик.
Из п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения следует, что лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В "данные изъяты" указано, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин и иных повреждений (п. 5.2.4). Отдельные повреждения (выбоины) площадью 0, 06 метра в квадрате и более на дорогах пятой категории должны устраняться в срок не более 20 суток (таблица 5.3).
Поскольку указанный прокурором участок автомобильной дороги не соответствует требованиям государственных стандартов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация допустила бездействие, которое привело к ненормативному состоянию автомобильных дорог, и возложил на нее обязанность устранить выявленные нарушения.
Планирование дорожной деятельности не может служить оправданием для бессрочного отложения решения вопросов местного значения, возложенных на органы местного самоуправления. Оно должно соответствовать целям, установленным Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности". К ним относятся обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (п. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18).
Соблюдение сбалансированности бюджета не дает оснований для невыполнения обязанностей по обеспечению требований безопасности дорожного движения, нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, которые пользуются автомобильными дорогами. В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (ч. 2 ст. 34).
Рассматриваемая автомобильная дорога длительное время, несмотря на установленные государственным стандартом сроки, не приводится в нормативное состояние. Принимая во внимание эти обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что административный ответчик не использовал свои полномочия в сфере дорожной деятельности, то есть допустил бездействие, в результате которого автомобильная дорога находится в ненадлежащем состоянии.
Выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении ими норм материального права, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает. В этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы судов. Кроме того, соответствующие доводы уже получили надлежащую правовую оценку судов нижестоящих инстанций, с которой судебная коллегия согласна.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации г. Мичуринска Тамбовской области по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.