Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 25 января 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя администрации Калязинского района Тверской области Бадаевой Е.М. на решение Калязинского районного суда Тверской области от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Калязинского района Тверской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Калязинского района Тверской области об оспаривании бездействия в сфере исполнения законодательства о содействии развитию жилищного строительства для многодетных семей (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-233/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Калязинского района Тверской области обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения город Калязин Тверской области в лице администрации Калязинского района Тверской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении выделенного земельного участка электро-, газо-, водоснабжением, водоотведением и подъездной дорогой;
возложении обязанности обеспечить выделенный земельный участок электро-, газо-, водоснабжением, водоотведением и подъездной дорогой.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с законодательством о содействии развития жилищного строительства для многодетных семей на основании постановления администрации Калязинского района Тверской области от 25 мая 2021 года N семье Колосовых-Шипаловых администрация бесплатно выделила земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1001 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", который не обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой.
Решением Калязинского районного суда Тверской области от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года, административное исковое заявление и.о. прокурора Калязинского района Тверской области удовлетворено.
Признано незаконным бездействие муниципального образования городское поселение г. Калязин в лице администрации Калязинского района, выразившееся в необеспечении объектами инфраструктуры (электро-, газо-, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги) земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1001 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", предоставленный многодетной семье ФИО1
На муниципальное образование городское поселение г. Калязин в лице администрации Калязинского района возложена обязанность обеспечить объектами инфраструктуры (электро-, газо-, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой) земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1001 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", предоставленный многодетной семье ФИО1, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представителя администрации Калязинского района Тверской области Бадаевой Е.М. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" предусмотрено однократное предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании постановления администрации Калязинского района от 25 мая 2021 года N многодетной семье в составе ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 администрацией Калязинского района бесплатно предоставлен земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N.
По результатам проведенной 12 ноября 2021 года прокуратурой Калязинского района Тверской области проверки обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой данного земельного участка с выездом установлено, что администрацией Калязинского района не принимаются меры, направленные на своевременное обеспечение выделенного земельного участка возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и создаются препятствия к осуществлению прав по использованию земельного участка по назначению.
Необеспечение земельного участка транспортной и инженерной инфраструктурой также установлено на основании акта осмотра земельных участков от 25 ноября 2021 года, произведенного с участием представителей прокуратуры, комитета по управлению имуществом администрации, а также государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Кашинский", писем МУП "Водоканал" от 29 ноября 2021 года N 553/11, ООО "МЭС" от 1 декабря 2021 года N 484, филиала АО "Газпром газораспределение Тверь" в городе Кашине от 29 ноября 2021 года N 04/1179.
В этой связи судебная коллегия не находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы, подвергающие сомнению данное обстоятельство.
В соответствии с пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных распоряжением Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 года N 372, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно плану мероприятий ("дорожной карте") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей", утвержденному распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп, организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесено к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
Проанализировав действующее законодательство, регулирующее обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, и оценив установленное обстоятельство отсутствия такого обеспечения земельного участка, предоставленного многодетной семье Колосовых-Шипаловых, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о бездействии администрации Калязинского района Тверской области и возложении обязанности по обеспечению указанной инфраструктуры.
Приводимые в кассационной жалобе доводы представителя административного ответчика сводятся к тому, что обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка не является обязанностью администрации Калязинского района.
Аналогичные доводы приводились и ранее в судах нижестоящих инстанций, которые правомерно опровергнуты со ссылкой на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 14 данного Закона к вопросам местного значения городского поселения относятся:
организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.
При этом, вопреки доводам жалобы, полномочия органов местного самоуправления в соответствующих областях предусмотрены положениями статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, соответствующие доводы, равно как и доводы о неисполнимости судебных актов правильности выводов судов обеих инстанций не опровергают.
В кассационной жалобе не содержится доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных постановлений.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного ответчика оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калязинского районного суда Тверской области от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Калязинского района Тверской области Бадаевой Е.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.