Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-353/2022 по иску Мощенко Наталии Павловны к Управлению социальной защиты населения Северного административного округа г. Москвы об обжаловании решения об отказе в оказании материальной помощи
по кассационной жалобе Мощенко Н.П. на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 29 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Купряшкиной С.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мощенко Н.П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Северного административного округа г. Москвы (далее также - УСЗН САО г. Москвы), уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения, установлении даты, места пересмотра решения об отказе в предоставлении государственной функции от 03.12.2019 по состоянию на 09.11.2019, а не на 21.04.2021, с предоставлением ей утвержденной законной формы решения комиссии, взыскании 14429 руб, компенсации морального вреда в размере 10000 руб, судебных расходов в размере 725 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 01.09.2020 решение УСЗН САО г. Москвы от 03.12.2019 об отказе в предоставлении государственной функции признано незаконным, суд возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Мощенко Н.П. от 09.11.2019, с ответчика в её пользу были взысканы расходы в сумме 515 руб. Полагала, что решение ответчика от 14.04.2021 является незаконным, поскольку документы, указанные в выписке из протокола комиссии её доход и доход её матери документально не подтвержден сведениями о ежемесячных доходах, следовательно, не может быть положен в основу решения суда. Считает, что решение суда ответчиком не исполнено.
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 29 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Мощенко Н.П. отказано.
В кассационной жалобе истец Мощенко Н.П. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные и необоснованные по приведенным в исковом заявлении основаниям. Полагает, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о наличии трудной жизненной ситуации, однако надлежащая оценка данным доказательствам судом не дана.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец, представитель ответчика, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущий одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность "данные изъяты", отсутствие определенного места жительства, иные обстоятельства).
Положения ст. 19 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34 устанавливают, что адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; указанная социальная помощь предоставляется также на основании социального контракта (ч. 1); гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовой наборами (ч. 2); порядок предоставления, виды, категории получателей адресной социальной помощи устанавливаются Правительством Москвы (ч. 3).
Такой порядок оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215 ПП, которым утверждено обложение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение), которое устанавливает виды адресной социальной помощи: материальная (денежная) помощь; продовольственная помощь; вещевая помощь, и предусматривает, что ее оказание производится в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося, при этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи и носит заявительный характер.
Согласно разделу 2 указанного Положения адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в г. Москве.
Порядок предоставления продовольственной и вещевой помощи, которая оказывается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, отделениями срочного социального обслуживания центров социального обслуживания по месту фактического проживания, установлен в разделе 4 Положения, согласно которому помощь оказывается на основании заявления установленной формы с представлением: паспорта, удостоверяющего личность обратившегося; пенсионного удостоверения; к заявлению прилагаются: копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из Управления социальной защиты населения города Москвы и Государственного учреждения отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области; копия справки Государственного казенного учреждения города Москвы Инженерной службы района города Москвы; справка медицинской организации о наличии заболевания диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе; акт обследования.
В целях повышения эффективности работы по оказанию адресной, помощи и удовлетворения индивидуальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения современных технологий предоставления социальной поддержки Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185- ПИ утверждено Положение о порядке оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата, участниками обслуживания электронного социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в городе Москве розничную торговлю продовольственными товарами, зарегистрированные в качестве участников обслуживания электронного социального сертификата в соответствии с Положением и принявшие Условия, установленные этим Постановлением, которое предусматривает, что адресная продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей социальной карты.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец обратилась в ОСЗН Головинского района г. Москвы с заявлением от 19.11.2019 с целью получения единовременной материальной помощи в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Решением УСЗН САО г. Москвы (ОСЗН Головинского района г. Москвы) от 03.12.2019 N 300800079636 истцу отказано в предоставлении государственной услуги.
Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 01.09.2020 по гражданскому делу N 2-639/20 по иску Мощенко Н.П. к УСЗН САО г. Москвы об отмене решения, взыскании расходов, компенсации морального вреда, были частично удовлетворены исковые требования Мощенко Н.П. к УСЗН САО г. Москвы; решение УСЗН САО г. Москвы (ОСЗН Головинского района г. Москвы) от 03 декабря 2019 г. N 300800079636 об отказе в предоставлении государственной функции признано незаконным; на УСЗН САО г. Москвы (ОСЗН Головинского района г. Москвы) возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Мощенко Наталии Павловны от 09 ноября 2019 года, номер обращения 300800079636; с УСЗН САО г. Москвы в пользу Мощенко Н.П. взысканы расходы в размере 515 рублей.
14.04.2021 на заседании комиссии по оказанию адресной социальной помощи жителям Головинского района города Москвы по результатам рассмотрения документов Мощенко Н.П. и во исполнение решения суда от 01.09.2020, принято решение об отказе в материальной помощи в связи с отсутствием трудной жизненной ситуации, ухудшившей условия жизнедеятельности.
Из выписки из протокола заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи жителям Головинского района города Москвы от 14.04.2021 следует, что Мощенко Н.П. обратилась 09.11.2019 по вопросу оказания материальной помощи в связи с приобретением лекарств и предметов первой необходимости. Дочь ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ.р. никогда не работала, мать ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р, неработающий пенсионер. Были предоставлены чеки па приобретение обуви стоимостью 1302 руб, а также лекарственных средств по назначению врача на сумму 3388 руб. Мощенко Н.П. получает пенсию в размере 18324, 37 руб, ФИО10 получает пенсию с доплатами в размере 25245, 40 руб. Дочь дохода не имеет. Среднедушевой доход заявителя составляет 14514, 40 руб.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Мощенко Н.П, исходя из того, что обязательным условием предоставления адресной социальной помощи является нахождение лица в трудной жизненной ситуации, с которой человек не может справиться самостоятельно. Таких доказательств истцом суду не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что среднедушевой доход семьи Мощенко Н.П. составил 14514 руб, комиссия по оказанию адресной социальной помощи жителям Головинского района города Москвы обоснованно не усмотрела острую нуждаемость в социальной поддержке истца, поскольку адресная социальная помощь оказывается только в трудной жизненной ситуации.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав на несостоятельность доводов истца о том, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о наличии трудной жизненной ситуации.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 29 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мощенко Наталии Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.