Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации в составе:
председательствующего Климовой О.С.
судей Щегловой Е.С, Чиндяскина С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киржачского района в интересах Российской Федерации к Асланяну ФИО12, Колхозу имени Кирова, администрации Киржачского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района, финансовому управлению администрации Киржачского района о признании недействительными постановлений о предоставлении в собственность земельных участков,. признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, применении последствий недействительности сделок и возложении обязанности возмещения денежных средств, признании недействительным соглашения об отступном, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельные участки, об истребовании из незаконного владения земельных участков, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках (дело N2-25/2021), по кассационной жалобе Асланяна ФИО13, Колхоза имени Кирова на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 30.06.2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24.08.2022 года, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации Климовой О.С, выслушав прокурора Гаврилова Д.А, возражавшего в удовлетворении доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Киржачского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Асланяну М.Т, Колхозу им. Кирова, администрации Киржачского района, КУМИ администрации Киржачского района, финансовому управлению администрации Киржачского района о признании недействительными постановлений администрации Киржачского района о предоставлении в собственность земельных участков от 11. "данные изъяты" признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков от 14 "данные изъяты"; признании недействительным соглашения об отступном N1 от 30.06.2020, заключенного между Колхозом им. Кирова и Асланяном М.Т.; применении последствий недействительности сделок и возложении обязанности возмещения денежных средств, уплаченных в счет исполнения недействительных сделок по купле-продаже оспариваемых земельных участков; признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Асланяна М.Т. на земельные участки с кадастровыми номерами: N "данные изъяты"; истребовании из незаконного владения в пользу Российской Федерации перечисленных земельных участков и исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) сведений о данных земельных участках.
В обоснование иска указано, что по результатам прокурорской проверки выявлен факт незаконной постановки на кадастровый учет участка лесного фонда, расположенного в Северном участковом лесничестве урочища "Кирова" лесной квартал 11, лесотакционные выделы 9, 10, 22, 23, 24, общей площадью 7, 0 га, с кадастровыми номерами перечисленных выше земельных участков и незаконного приобретения права собственности на данные земельные участки. На основании постановлений администрации Киржачского района Владимирской области от 11.09.2017 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и Колхозом им. Кирова были заключены договоры купли-продажи земельных участков от 14.09.2017, право собственности на которые по соглашению об отступном N1 от 30.06.2019 впоследствии приобрел Асланян М.Т. Указанные в иске постановления органа местного самоуправления вынесены с нарушением закона, а сделки по приобретению спорных земельных участков являются ничтожными.
Решением Киржачского районного суда Владимирской области от 30.06.2022 года исковые требования прокурора Киржачского района в интересах Российской Федерации удовлетворены частично.
Из чужого незаконного владения Асланяна М.Т. истребованы земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты".
Из Единого государственного реестра недвижимости исключены записи регистрации о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: N33:02:021258:868, N33:02:021258:869, N33:02:021258:870, N33:02:021258:871, N33:02:021258:878, "данные изъяты"
Признаны недействительными постановления главы администрации Киржачского района от 11.09.2017 о предоставлении в собственность Колхозу имени Кирова земельных участков по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), колхоз имени Кирова, а именно: "данные изъяты"
Признаны недействительными договоры купли-продажи земельных участков, заключенные 14.09.2017 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района и Колхозом имени Кирова, а именно: "данные изъяты"
Применены последствия недействительности договоров купли-продажи земельных участков, а именно: "данные изъяты" заключенных 14.09.2017 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района и Колхозом имени Кирова, путем взыскания с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района в пользу Колхоза имени Кирова денежных средств в сумме 10 343 руб. 05 коп.
Указано, что решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записей о правах собственности Асланяна М.Т. и Колхоза имени Кирова на земельные участки, имеющие следующие кадастровые номера: "данные изъяты"
С Асланяна М.Т. и Колхоза имени Кирова в бюджет муниципального образования Киржачский район взыскана государственная пошлина.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т. 5 л.д. 190- 198).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24.08.2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчиков жалобе Асланяна М.Т. и Колхоза имени Кирова содержится просьба об отмене решения и апелляционного определения, как незаконных и необоснованных, и направлении дела на новое рассмотрение. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы. Так, в обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что иск прокурора должен был быть оставлен без движения, поскольку в нем отсутствует указание на орган, представляющий Российскую Федерацию, что судом сделано не было.
Суд необоснованно не принял во внимание Постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 г, которым за колхозом им.Кирова признано право постоянного (бессрочного пользования) на земельный участок с кадастровым номером 33:02:000000:471, площадью 1549833 кв.м. в границах и с характеристиками, которыми обладал земельный участок на день вынесения указанного постановления. Согласно кадастровому плану земельного участка от 25.07.2007 г. в состав данного земельного участка входило 46 обособленных земельных участков, категория земель - земли сельхозназначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Однако данное постановление Арбитражного суда как преюдициальное учтено судами при разрешении настоящего спора не было, а вывод суда об отсутствии такового, поскольку при рассмотрении дела не исследовались материалы лесоустройства, автор жалобы считает несостоятельными. Материалы лесоустройства от 2014 и 2017 г. не существовали.
Не соглашается автор жалобы и с отказом суда в применении срока исковой давности, полагая, что датой исчисления срока надо считать дату вынесения приказа Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области N 116-П от 10.03.2015 г. о введении в действие материалов лесоустройства, который к моменту обращения в суд с настоящим иском уже был пропущен.
Также в жалобе указано на неверное применение норм материального права, а именно неприменение положений ч.3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. (в ред. Закона от 29.07.217 г. N 280-ФЗ), направленных на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в определенных случаях приоритета сведений, содержащихся в ЕГРН, учитывая, что право Колхоза на спорные земельные участки возникло до 1 января 2016 года.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство лесного хозяйства Владимирской области просит оставить судебные акты без изменения, оводы жалобы - без удовлетворения.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлениями главы администрации Киржачского района от 11.09.2017 Колхозу им. Кирова предоставлены в собственность за плату, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, на основании которых между КУМИ администрации Киржачского района и Колхозом им. Кирова заключены договоры купли-продажи земельных участков, а именно:
постановлением N 1340 - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9159 кв.м.по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), Колхоз им. Кирова, на основании которого заключен договор купли-продажи земельного участка N 029/17 от 14.09.2017 г. (т.1 л.д.66-76);
постановлением N 1341 - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9157 кв.м, по адресу: "адрес"
постановлением N 1342 земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9157 кв.м, по адресу: "адрес"
постановлением N 1343 - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9157 кв.м.по адресу: "адрес"
постановлением N 1344 - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9156 кв.м, по адресу: ДД.ММ.ГГГГ
постановлением N 1348 - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9156 кв.м, по адресу: "адрес" Колхоз им. Кирова (с учетом постановления и.о. главы администрации Киржачского района N 1591 от 10.10.2017 года), договор купли-продажи земельного участка N022/17 от 14.09.2017 г.(т.1 л.д. 120-131);
постановлением N 1349 - земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 8229 кв.м, по адресу: "адрес"), Колхоз им. Кирова (с учетом постановления и.о. главы администрации Киржачского района N1590 от 14.09.2017 года), договор купли-продажи земельного участка N 021/17 от 10.10.2017 г. (т.1 л.д. 132-141);
постановлением N 1353 - земельный участок с кадастровым номером 33:02:021258:880 с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, площадью 9157 кв.м, по адресу: "адрес"
Из содержания постановлений следует, что их принятие и последующая продажа земельных участков осуществлены в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 1 ст. 4 Закона Владимирской области от 25.02.2015 N 10-03 "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области", то есть как земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по кадастровой стоимости.
Установленная договорами купли-продажи стоимость земельных участков оплачена Колхозом им. Кирова в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями и не оспаривалось сторонами.
Сведения о земельных участках, являвшихся предметом совершения вышеперечисленных сделок, были внесены в ЕГРН 10.04.2017, правообладателем значился Колхоз им. Кирова, право постоянного (бессрочного) пользования которого зарегистрировано 11.04.2017 на основании постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по делу N А11-7229/2011 (т. 1 л.д. 74-76, 84-86, 96-98, 104-106. 117-119, 129-131, 138-140, 149-151).
30.06.2019 между Колхозом им. Кирова (должником) и Асланяном М.Т. (кредитором) заключено соглашение об отступном N 1 от 30.06.2019, по которому стороны договорились о прекращении всех обязательств должника, вытекающих из договора займа N1 от 15.05.2019, заключенного между кредитором и должником (в размере 150 000 руб.), в связи с предоставлением должником взамен исполнения этих обязательств отступного в соответствии с условиями настоящего соглашения (п. 1.1 Соглашения).
По условиям Соглашения должник Колхоз им. Кирова передал кредитору Асланяну М.Т. в качестве отступного земельные участки с кадастровыми номерами: NN 33:02:021258:868, 33:02:021258:869, 33:02:021258:870, 33:02:021258:871, 33:02:021258:878, 33:02:021258:879, 33:02:021258:880, 33:02:021258:881 (т. 2 л.д. 3-7, 37-40, 65-68, 94-97, 123-126, 152-155, 181-184, 210- 213).
Таким образом, собственником земельных участков на момент разрешения спора являлся Асланян М.Т.
Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями реестровых дел, представленных в материалы дела Киржачским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на земельныеучастки с кадастровыми номерами: "данные изъяты" (т.2 л.д. 2-35, 36-63, 64-92, 93-121, 122-150, 151-179, 180-208, 209-237), а также на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" (т.5 л.д.97-162).
Также из материалов дела следует, что 05.08.2020 директор ГКУ ВО "Киржачское лесничество" обратился в прокуратуру Киржачского района с просьбой провести проверку по факту незаконной постановки на кадастровый учет участка лесного фонда в Северном участковом лесничестве урочище "Кирова" лесной квартал 11 лесотакционные выделы: 9, 10, 22, 23, 24, общей площадью 7, 0 га, который был незаконно разбит на несколько участков, зарегистрированных под кадастровыми номерами: N "данные изъяты"
В результате проверки прокурору Киржачского района была представлена информация по факту ненадлежащей организации в Киржачском отделе Управления Росреестра по Владимирской области работы по ведению государственного фонда данных и неправомерного внесения изменений в картографическую часть материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Филипповского сельского совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области (т.1 л.д. 46-64).
По запросу суда в материалы дела представлены копии лесоустроительных планшетов, содержащих информацию о месторасположении земельных участков лесного фонда Северного участкового лесничества, урочище "Кирова", лесной квартал 11, документы об утверждении материалов лесоустройства и договоры аренды (т. 3 л.д. 179).
Так, приказом и.о. Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области N116-П от 10.03.2015 введены в действие материалы лесоустройства на лесные участки из состава земель лесного фонда ГКУ ВО "Киржачское лесничество" на площади 11017 га, арендованные ООО "Участие" (т. 3 л.д. 180).
Актом N1 от 10.05.2018, утвержденным заместителем директора департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, подтверждается факт внесения в государственный лесной реестр документированной информации на основании лесоустроительной документации по ГКУ ВО "Киржачское лесничество", Северному участковому лесничеству на площади 2882, 08 га, предоставленная ООО "Геоземстрой" в рамках государственного контракта N 6 от 18.04.2017 (т.3 л.д. 181).
Согласно выписке из государственного лесного реестра N 22 от 27.08.2020, карты-схемы расположения и границ лесного участка, таксационного описания земельные участки с кадастровыми номерами: NN "данные изъяты" относятся к категории защитных и эксплуатационных лесов, расположены на участке лесного фонда в Северном участковом лесничестве урочище "Кирова" лесной квартал 11, лесотакционные выделы: 9, 10, 22, 23, 24, общей площадью 7, 0 га, и находятся в пользовании ООО "Участие" на основании договоров аренды N 51 от 14.12.2011(срок пользования до 27.10.2060) и N 67 от 27.05.2013 (срок пользования до 04.06.2062) (т.1, л.д. 18-45, т.З л.д. 182-192, 193-202).
Из заключений Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 1 от 21.04.2021 следует, что спорные земельные участки имеют пересечения (наложения) с землями лесного фонда Киржачского лесничества (т. 4 л.д. 62), а именно:
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9159 кв.м, имеет площадь пересечения 9 094 кв.м, с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес"
земельный участок с кадастровым номером 33:02:021258:869 площадью 9156 кв.м, имеет площадь пересечения 8867 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес"
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9157 кв.м, имеет площадь пересечения 8838 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес", выд. 1, кв.72 Северное участковое лесничество, урочище "Кирова", кв. 11, выд. 9, 10 (т.4 л.д.67-68);земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9157 кв.м, имеет площадь пересечения 8 066 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): Владимирская область, Киржачский муниципальный район, Киржачское лесничество, Филипповское участковое лесничество, кв.72, выд. 34, 40 Северное участковое лесничество, урочище "Кирова", кв. 11, выд. 9, 10 (т.4 л.д. 69-70);
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9157 кв.м, имеет площадь пересечения 8 869 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес"
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9157 кв.м, имеет площадь пересечения 8919 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес"
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9157 кв.м, имеет площадь пересечения 8173 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес"
земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 8 229 кв.м, имеет площадь пересечения 8173 кв.м с указанием координат поворотных точек пересечения с лесным участком по адресу (местоположение): "адрес"
Как отражено в ответе Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 02.12.2021, представленном в процессе апелляционного рассмотрения, графическое совмещение границ земель лесного фонда с границами земельных участков осуществлялось по данным государственного лесного реестра (материалам лесоустройства 2015 года ГКУ ВО "Киржачское лесничество" Северное участковое лесничество (урочище "Кирова"), а также материалам лесоустройства 2014 и 2017 годов ГКУ ВО "Киржачское лесничество" Филипповское участковое лесничество); координаты земель лесного фонда были сформированы в геоинформационной системе посредством лицензионного программного продукта Topol-L, по технологии, применяемой в филиале ФГБУ "Рослесинфорг". Графическое совмещение границ земель лесного фонда с земельными участками с кадастровыми номерами "данные изъяты" было осуществлено картометрическим методом с применением ГИС Topol-L (т. 6 л.д. 169).
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами гражданского, земельного и лесного законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельные участки с перечисленными кадастровыми номерами относятся к землям лесного фонда и из состава данных земель, являющихся в силу закона собственностью Российской Федерации, в установленном порядке не выводились, а администрация Киржачского района не являлась лицом, уполномоченным выводить земельные участки из состава земель лесного фонда, изменять их категорию и передавать в собственность первоначального правообладателя Колхоза им. Кирова, в связи с чем, признал недействительными постановления администрации Киржачского района о предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков от 11.09.2017 NN 1340, 1341, 1342, 1343, 1344, 1348, 1349, 1353, а также заключенные между КУМИ и Колхозом им. Кирова договоры купли-продажи земельных участков от 14.09.2017 NN 021/17, 022/17, 026/17, 027/17, 028/17. 029/17, 049/17, 051/17.
В качестве применения последствий недействительности договоров купли - продажи земельных участков суд первой инстанции взыскал с КУМИ администрации Киржачского района в пользу Колхоза им. Кирова уплаченные денежные средства в сумме 10343, 05 руб.
Установив, что земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты". принадлежащие в настоящее время Асланяну М.Т, выбыли из собственности Российской Федерации помимо воли собственника, суд первой инстанции истребовал из чужого незаконного владения данного ответчика спорные земельные участки, исключив из ЕГРН записи об их постановке на кадастровый учет с соответствующими кадастровыми номерами и указав, что решение суда является основанием для погашения в ЕГРН записей о праве собственности Асланяна М.Т. и Колхоза им. Кирова на объекты недвижимости.
В удовлетворении остальной части исковых требований о признании недействительным Соглашения об отступном N1 от 30.06.2019 и признании отсутствующим зарегистрированного права Асланяна М.Т. судом отказано.
При этом, проанализировав нормы статей 23, 67, 68, 68.1. 68.2, 70.1 Лесного кодекса РФ, регламентирующих вопросы лесоустройства, суд исходил из того, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда являются не только свидетельства о государственной регистрации права собственности, но также и лесоустроительная документация (выписки из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда).
При разрешении спора и отнесении земельных участков к землям лесного фонда суд первой инстанции свой вывод основывал на представленных в дело материалах лесоустройства (карт-схем расположения и границ лесного участка, таксационного описания по состоянию на 01.01.2015, планшетов лесоустройства - л.д. 18-30 т.1, л.д. 179-181, 203 т.З, л.д. 42-45, 95-115 т.4).
Вывод о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, с границами участков лесного фонда, расположенных (местоположение): Владимирская область, Киржачский муниципальный район, Северное участковое лесничество, урочище "Кирова", квартал 11, лесотакционные выделы: 9, 10, 22, 23, 24; "адрес" в том числе переданных ООО "Участие" по договорам аренды от 14.12.2011 N 51 и от 27.05.2013 N 67 (л.д. 182 -202 т.3), суд основывал на заключениях Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" филиала "Мослеспроект" от 21.04.2021 (л.д. 63-78 т.4), отклонив доводы представителя ответчиков Борисичева В.Н. о подложности данных заключений.
Кроме того, суд принял во внимание заключения по результатам служебных проверок, проведенных в период с 30.06.2020 по 24.07.2020 и с 03.08.2020 по 12.08.2020 в отношении сотрудников Киржачского отдела Управления работы по ведению государственного фонда данных Управления Росреестра по Владимирской области по фактам ненадлежащей организации в Киржачском отделе Управления работы по ведению государственного фонда данных и неправомерного внесения изменений в картографическую часть материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Филипповского сельского совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области (л.д. 46-64 т.1).
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
При этом для проверки доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции назначалась судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручалось ООО "Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии".
Данное заключение было признано судом апелляционной инстанции допустимым доказательством по делу. В процессе апелляционного рассмотрения выводы экспертного заключения стороны не оспаривали.
Из исследовательской части экспертного заключения следует, что при проведении экспертизы анализировались планшеты лесоустройства: N 5, 2000 года, составленный Центральным государственным лесоустроительным предприятием; N1, 2014 года, составленный РДЛУП "Гомельлеспроект"; N2, 2017 года, составленный ООО "Геоземсстрой". Отраженные в данных планшетах границы участков лесного фонда посредством метода картографического моделирования были сопоставлены с координатами земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
По результатам сопоставления был сделан вывод о том, что данные об отсутствии границ лесного фонда в ЕГРН соответствуют планшету N2 лесоустройства, 2017 года, и не соответствуют планшету N 5 лесоустройства, 2000 года, и планшету N 1 лесоустройства, 2014 года, согласно которым имеет место пересечение спорных участков с землями лесного фонда.
Оценивая выводы экспертного заключения в совокупности с имеющими в деле иными доказательствами, а также принимая во внимание, что материалы лесоустройства на лесные участки из состава земель лесного фонда ГКУ ВО "Киржачское лесничество" введены в действие 10.03.2015 (т. 3 л.д. 180), то есть до внесения сведений о спорных земельных участках в ЕГРН (11.04.2017) и до принятия оспариваемых постановлений и заключения сделок, суд апелляционной инстанции указал, что факт наложения земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты" земли лесного фонда нашел свое подтверждение.
Каких-либо доказательств, опровергающих данное обстоятельство, со стороны ответчиков представлено не было.
Доводы представителя ответчика Борисичева В.Н. о том, что являющиеся предметом спора земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 33:02:000000:471, право на которое зарегистрировано за Колхозом им. Кирова на основании постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 года по делу N А11-7229/2011 (т.4 л.д.21-33), были признаны несостоятельными, поскольку установленные в рамках дела NА11 - 7229/2011 обстоятельства не являются преюдициальными и не опровергают правильность выводов суда, приведенных в обжалуемом решении.
Так из содержания постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 года по делу N А11-7229/2011 следует, что предметом спора являлось право постоянного (бессрочного) пользования Колхоза им. Кирова на земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" из которого в дальнейшем образовалось 46 земельных участков.
При этом материалы лесоустройства в процессе рассмотрения данного дела не исследовались, а вопросы, связанные с наличием у Колхоза им. Кирова права на переоформление данного земельного участка в собственность, как и его категория, предметом рассмотрения не являлись.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для применения положений ч.3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", суд указал, что в рамках настоящего спора отсутствуют основания для применения данных нормативных положений, поскольку из собранных по делу доказательств (с учетом выводов проведенной по делу экспертизы) следует, что спорные земельные участки, равно как первоначальный земельный участок, были изначально сформированы на землях лесного фонда.
В свою очередь, норма о приоритете данных ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельхоз назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства РФ. Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года). По сведениям государственного лесного реестра, который в силу частей 1, 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов, лесной участок входит в границы лесничества.
С учетом приведенных обстоятельств наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении спорных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах данных участков не относится к категории земель лесного фонда, в связи с чем руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости необоснованно, поскольку согласно нормам федерального законодательства лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, также признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ст. 4.2, 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что в процессе судебного разбирательства не нашел свое подтверждение факт использования спорных участков их правообладателями как земельных участков сельхоз назначения.
Также, суд указал, что поскольку между сторонами существует спор по поводу отнесения земель к землям лесного фонда и права собственности Российской Федерации и ответчиков колхоза им. Кирова, Асланяна М.Т. на объекты недвижимостито истцом был правильно избран способ защиты.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку судом правильно установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению, и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 и 92 указанного Кодекса.
Следовательно, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
В силу части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч.2 "Правил ведения хозяйства в колхозных лесах" (утв. Минсельхозом СССР, Гослесхозом СССР 19.03.1969) (ред. от 10.02.1982), колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Судом установлено, что спорные земельные участки находились на праве бессрочного пользования у Колхоза им.Кирова.
Исходя из вышеуказанных положений норм права, земли лесного фонда не могут находиться у Колхоза на праве собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Вопреки доводам кассационной жалобы, право собственности до 01.01.2016 года ни у колхоза им.Кирова, ни у Асланяна М.Т. не возникло, в связи с чем нормы вышеуказанного закона в данном случае не применимы.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции ответчика по делу и доводам апелляционной жалобы, сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Выводы судов подробно изложены и мотивированы в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на законе, установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, в повторной аргументации не нуждаются.
Поскольку судами не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от 30.06.2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24.08.2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Асланяна М.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.