Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО5, судей ФИО2, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи при содействии Свердловского районного суда "адрес" гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации "адрес" о признании незаконным распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" и возложении обязанности восстановить на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда "адрес"
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N), по кассационной жалобе Управления имущественных и земельных отношений администрации "адрес" на решение Свердловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО5, объяснения представителя Управления муниципальным жилищным фондом Администрации "адрес" (правопреемника заявителя кассационной жалобы) ФИО4, поддержавшей жалобу, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д, истцов ФИО1, ФИО6, возразившего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор "адрес", действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к управлению имущественных и земельных отношений администрации "адрес" (далее также Управление) о возложении обязанности восстановить семью ФИО1 на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, из жилищного фонда "адрес".
Решением Свердловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора "адрес", заявленные в интересах ФИО1.
Судом постановлено признать незаконным распоряжение начальника управления и имущественных и земельных отношений администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О снятии граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации "адрес" обязанность восстановить ФИО1 с членами семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, представитель Управления обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных. Заявитель жалобы указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В частности, ссылается на неправильное избрание судом при разрешении спора вида судопроизводства, необходимость разрешения требований прокурора в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и, соответственно, применения последствий пропуска срока на обращение в суд, установленного именно данным процессуальным законом. Также суды применили положения ЖК РСФСР, который не подлежит применению к спорным правоотношениям. Принятые судебные акты противоречат нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации, которыми право на получение жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда "адрес" не всеми многодетными семьями.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ при согласии явившихся в судебное заседание лиц произведена замена Управления имущественных и земельных отношений Администрации "адрес" на правопреемника, Управление муниципальным жилищным фондом Администрации "адрес".
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, перечислены в ст. 51 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статьей 55 ЖК РФ гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ч.1 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма" учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда "адрес", осуществляют органы местного самоуправления "адрес" в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории "адрес" учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу п. 5 ч.1 ст.3 вышеназванного "адрес" N-ЗКО жилые помещения жилищного фонда "адрес" предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящимся к категории многодетная семья.
Согласно ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории "адрес" учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма" граждане считаются принятыми на учет со дня принятия решения органом, осуществляющим принятие на учет (ч.1).
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по отдельным спискам граждан по следующим категориям: 1) признанным в установленном порядке малоимущими, а также принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ; 2) определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации; 3) определенным частью 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма" (ч.2).
За гражданами, указанными в п. 5 ч.1 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма", сохраняется право состоять на учете на срок не более чем до достижения совершеннолетними детьми, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения или проходящими военную службу по призыву, возраста 23 лет (ч. 7.2, введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО).
Судами по делу установлено, что постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" семья ФИО6 из 5 человек (ФИО6, 1975 г.р, ФИО1, 1974 г.р, ФИО11A, 1995 г.р, ФИО9, 1997 г.р, ФИО7, 1998 г.р.) была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за N.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 с членами семьи: ФИО6, ФИО11A, ФИО9, ФИО7, ФИО7, ФИО10, ФИО9, ФИО8 (мужем и пятью детьми) - на основании норм "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма" была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда "адрес", категория- многодетная семья. Семья была поставлена на учёт за N.7.
Распоряжением начальника управления имущественных и земельных отношений администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р семья ФИО1 снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда "адрес" в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса многодетной семьи в связи с достижением совершеннолетнего возраста ФИО10 и не предоставлением в орган, осуществляющий принятие на учёт документов, подтверждающих основания сохранения права состоять на учёте).
ФИО6 с семьёй из девяти человек (ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО11A, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО10, 15.11.2000г.р, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) до настоящего времени состоит на учёте граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ в списке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ NKO "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории "адрес" учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В настоящее время данная семья состоит под N.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, районный суд (с которым согласился суд апелляционной инстанции) исходил из того, что семья ФИО1 была в установленном порядке поставлена на учет для предоставления жилого помещения, когда все дети были несовершеннолетними, в связи с чем у истца и членов ее семьи возникли законные ожидания относительно предоставления им жилого помещения (в порядке улучшения жилищных условий) по основаниям, установленным "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО, которым введено специальное правовое регулирование, устанавливающее обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению граждан жильем из жилищного фонда "адрес", в том числе многодетных семей, имеющих трех и более детей. Между тем на протяжении длительного времени, жилищные условия данной семьи улучшены не были по независящим от истца и членов её семьи обстоятельствам. При том, что никаких действий, препятствующих улучшению жилищных условий, они не совершили.
Бесплатное предоставление земельного участка в 2014 году не может являться основанием для снятия многодетной семьи с жилищного учета в силу положений ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, такое основание не было указано в качестве причины принятия оспариваемого прокурором решения, а положение "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма", согласно которому за многодетными гражданами сохраняется право состоять на учете на срок не более чем до достижения совершеннолетними детьми, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения или проходящими военную службу по призыву, возраста 23 лет, было введено в действие значительно позже, чем семья истцов поставлена на учет.
Ссылка кассатора на то, что к правоотношениям не могли быть применены положения ЖК РСФСР, пп. 8 ч. 1 ст. 36 которого предусматривалось первоочередное предоставление жилых помещений многодетным семьям (т.е. семьям, имеющим трех и более детей), не влечет за собой отмену принятых судебных постановлений.
В очередь на получение жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма жилищного фонда "адрес", категория - многодетная семья, семья истца была поставлена на учёт за N.7, действительно, значительно позже окончания периода действия ЖК РСФСР.
Однако многодетной семьей ФИО12 являлись еще при первоначальной постановке на очередь в 1999 году.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Учитывая данные гражданам государством гарантии, судами нижестоящих инстанций правильно основаны судебные акты на конкретных обстоятельствах дела, учтено, что учет многодетной семьи (7 детей) как нуждающейся в улучшении жилищных условий осуществляется около 22 лет, и за это время она в очереди (общей) переместилась с 97 ДД.ММ.ГГГГ место, что фактически лишило ее возможности улучшить свои жилищные условия путем предоставления жилья на условиях социального найма.
Все доводы кассатора, включая довод о необходимости рассмотрения дела по КАС РФ, применении последствий пропуска срока на обращение в суд, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которым мотивированно отклонены.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в обжалуемых постановлениях, установленным ими фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений вне зависимости от доводов жалобы, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Администрации "адрес", правопреемником которого является Управление муниципальным жилищным фондом Администрации "адрес", - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.