судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО4, судей ФИО2, ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКП образовательное учреждение N, ОПФР по "адрес" об обязании произвести доначисление и уплату дополнительных страховых взносов, зачислить дополнительные страховые взносы на пенсионный лицевой счет
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2- 481/2022)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКП образовательное учреждение N, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда РФ по "адрес" (далее - ОПФР по "адрес"), в котором с учетом уточнения исковых требований просила обязать ФКП образовательное учреждение N произвести доначисление и уплату дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2021 года включительно, производить начисление и уплаты дополнительного тарифа страховых взносов с декабря 2021 года, обязать ОПФР по "адрес" зачислить дополнительные страховые взносы на ее пенсионный лицевой счет.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в ФКП образовательное учреждение N ФСИН России по "адрес" на должность мастера производственного обучения. Согласно должностной инструкции мастер производственного обучения относится к категории служащего. С момента ее трудоустройства ответчик регулярно производил отчисления в Пенсионный фонд РФ дополнительных страховых взносов на обязательное страхование для досрочного выхода на пенсию. В октябре 2021 года от сотрудников ФКП образовательное учреждение N истцу стало известно, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил осуществлять дополнительные страховые взносы, в связи с чем она утратила право на досрочный выход на пенсию.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено исковые требования ФИО1 об обязании ФКП образовательное учреждение N произвести доначисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФ РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения, производить начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов с даты вынесения решения; обязании Отделения ПФР по "адрес" зачислить дополнительные страховые взносы на пенсионный лицевой счет страхователя оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, истец обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных, ссылаясь на допущенные судами противоречия в выводах, неполное установление значимых обстоятельств, нарушение норм материального права.
Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились. Учитывая наличие сведений об их надлежащем извещении, препятствий к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц не установлено.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный приходит к следующему.
Судами установлено, что согласно трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность мастера производственного обучения в Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение N (после реорганизации - ФКП образовательное учреждение N).
В соответствии с дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФКУПО N (работодатель) и ФИО1 (работник) трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ изложен в новой редакции. Новая редакция трудового договора вступает в силу с момента подписания сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ между ФКПОУ N (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор в новой редакции.
Согласно пункту 1.4 трудового договора в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ, труд работника по настоящему договору осуществляется в нормальных условиях. Трудовые обязанности работника не связаны с выполнением тяжелых работ, работ в местностях с особыми климатическими условиями, работ с вредными, опасными условиями труда.
До ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 работодателем производились исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу. Исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении ФИО1 прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением специальной оценки труда.
Согласно карте N специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, с которой ФИО1 была ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ, для мастера производственного обучения (по профессии парикмахер) установлен допустимый итоговый класс (подкласс) условий труда (2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсиях по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, пользуются работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе мастер производственного обучения.
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Отказывая в иске, суд первой инстанции (с которым согласился суд апелляционной инстанции) исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, так как согласно карте N специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ условия труда на рабочем месте истца с ДД.ММ.ГГГГ относятся к допустимому классу условий труда (2), для которого установлен дополнительный тариф страховых взносов в размере 0, 0%.
Между тем, конституционность пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" была предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, Постановлением которого от ДД.ММ.ГГГГ N-П пункт 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статьи 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" признан не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 39 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 75 (часть 6) и 75.1, в той мере, в какой содержащиеся в них положения, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.
Согласно Постановлению, Федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - в кратчайшие сроки внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
Впредь до внесения изменений, вытекающих из настоящего Постановления, пенсионные права постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), должны обеспечиваться:
работодателем (страхователем) путем уплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ), с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";
государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплаченных по указанному дополнительному тарифу за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов за застрахованных лиц, которым в соответствии с настоящим Постановлением в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", учитывается работа, выполнявшаяся в данный период.
Таким образом, в настоящее время Конституционным Судом Российской Федерации введено временное правовое регулирование, которым обеспечивается включение периодов трудовой деятельности лиц, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Также обеспечивается и внесение в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов за застрахованных лиц, как государством за прошлый период, так и за счет работодателей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обязанность совершать те действия, за понуждением к которым истец обратилась в суд, возложена на ответчика законом.
Обязанность по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплаченных по дополнительному тарифу за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов за застрахованных лиц должна быть исполнена государством, а не ФКП образовательное учреждение N, к которому предъявлен иск.
В настоящее время ФИО1 пенсионного возраста (с учетом права на досрочное назначение пенсии, имеющегося специального стажа) не достигла, спора между ней и пенсионным органом относительно назначения и выплаты пенсии не имеется.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.