Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5612/2022 по иску Алексеевой Елены Ивановны к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о включении периодов в стаж
по кассационной жалобе Алексеевой Е.И. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы 7 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения истца Алексеевой Е.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеева Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области (далее также - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области), в котором, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать ответчика засчитать в стаж работы периоды нахождения на профессиональном обучении с 01.09.1982 по 16.06.1988 в Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова и в ординатуре 2-го Московского государственного института им. Н И. Пирогова с 01.01.1988 по 01.09.1990 и произвести перерасчет получаемой пенсии с учетом указанных периодов.
Исковые требования мотивированы тем, что с 26.01.2016 ей была назначена бессрочно страховая пенсия по старости и в настоящее время ГУ - Главным управлением ПФР N 2 по г. Москве и Московской области установлен размер страховой пенсии по старости в сумме 14 305, 44 руб. С размером пенсии она не согласна, так как ответчиком не включены в её стаж спорные периоды работы.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы 7 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 декабря 2022 г, в удовлетворении исковых требований Алексеевой Е.И. отказано.
В кассационной жалобе истец Алексеева Е.И. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что судами дана неверная оценка представленным доказательствам, не в полном объеме исследованы обстоятельства дела. Считает, что размер ее пенсии должен быть определен с учетом всех указанных периодов обучения и отпуска по уходу за ребенком в период с 28.12.1991 по 28.06.1993.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика, сведений о причинах неявки не представл. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как указано в п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемого в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившему в силу с 01.01.2015, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Так, ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в п. 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 исходя из продолжительности общего трудового стажа, а в п. 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в том числе с зачетом периодов обучения в средних специальных и высших учебных заведениях (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 N 978-0).
Согласно правовым позициям, изложенным в Определении Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1166-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 10, подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правило, закрепленное п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичная норма установлена в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях"), о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение трудовой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату трудовых пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда, при этом федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 26.12.2002 N 17-П, от 29.01.2004 N 2-П и др.).
Так, закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность выбора застрахованным лицом варианта исчисления расчетного размера его трудовой пенсии (статья 30), один из которых, в частности, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии позволяет учитывать продолжительность общего трудового стажа, под которой понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 г, в которую включаются в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (п 4 ст. 30), при этом с целью сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц в ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" также закреплено правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
В соответствии с п.п. 48, 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. N 884н перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без истребования от пенсионера заявления при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в качестве оснований для уменьшения размера пенсии. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Согласно Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 января 2016 г. N 14н (действующего до 23.01.2019) и Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п (действующего по настоящее время) установлена форма заявления о перерасчете размера пенсии.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Алексеева Е.И, 22.01.1961 года рождения, имеющая ребенка 28.12.1991 года рождения, 23.12.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии и с 22.01.2016 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 55 лет, с 01.08.2021 размер пенсии составляет 14 305, 44 руб. (фиксированная выплата - 4383, 59 руб, страховая часть - 9 921.85 руб.).
Согласно материалам пенсионного дела и отзыву ответчика пенсия истца исчислена исходя из страхового стажа на 31.12.2001 - 14 лет 11 месяцев 12 дней (стажевый коэффициент - 0, 55), общего страхового стажа на дату обращения за назначением пенсии - 30 лет 08 месяцев 11 дней, соотношения среднемесячной заработной платы за период с 01.01.2000 по 31.12.2001 по данным индивидуального лицевого счета, к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период - 3, 586 (при максимальном значении 1.2 согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации), а также начисленных страховых взносов, поступивших на лицевой счет истца с 01.01.2002 по 22.01 2016, в дальнейшем увеличение размера пенсии истца производились путем ежегодного перерасчета страховой части пенсии за счет страховых взносов, отраженных на лицевом счете застрахованного лица как работающего пенсионера с максимальным коэффициентом "3".
По данным о стаже в общий страховой стаж 30 лет 08 месяцев 11 дней включены периоды с 21 09.1978 по 26.07.1979, с 24.08.1979 по 30.11.1981, с 01.11.1985 по 01.05.1986, с 01.09.1988 по 01.09.1990, с 03.09.1990 по 30.09.2015 (который включает, в том числе и отпуск по уходу за ребенком, 28.12.1991 года рождения) (л.д. 50), что соответствует сведениям о трудовой деятельности зарегистрированного лица (л.д. 15, 19), при этом в период с 01.09.1982 по 16.06.1988 истец обучалась в 1-ом Московском медицинском институте им. И М. Сеченова, а с 01.09.1988 по 01.09.1990 проходила ординатуру в 2-м Московском государственном медицинском институте им. Н.И. Пирогова, о чем выданы дипломы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, дав совокупную оценку представленным доказательствам в виде объяснений сторон, письменных доказательств, руководствуясь положениями ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, исходя из того, что период прохождения клинической ординатуры с 01.09.1988 по 01.09.1990 в стаж для расчета пенсии включен, а оснований для обязания ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии по старости с включением в стаж периода обучения с 1982 года по 1988 год в 1-ом Московском медицинском институте имени И.М. Сеченова не имеется, учитывая, что расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для нее варианту по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 44). При этом судом учтено, что действующее законодательство не предусматривает возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в п.п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер страховой пенсии по старости истца исчислен в соответствии с подлежащим применению пенсионным законодательством, в связи с чем оснований для ее перерасчета не имеется, установленная страховая пенсия по старости выплачивается истцу в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав следующее.
Учитывая, что при оценке пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", предусматривающему включение в общий трудовой стаж периодов подготовки к профессиональной деятельности, размер пенсии истца составит меньшую сумму (л.д. 44), то оценка пенсионных прав истца по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", не предусматривающему включение в общий трудовой стаж периодов подготовки к профессиональной деятельности, является для истца наиболее выгодной.
Судебная коллегия сочла основанным на неверном толковании и применении действующего пенсионного законодательства довод истца о том, что размер ее пенсии должен быть определен с учетом всех периодов обучения и отпуска по уходу за ребенком.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы 7 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеевой Елены Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.