Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-337/2022 по иску Тихомирова Евгения Владимировича к федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, процентов за несвоевременную выплату данной компенсации, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области), Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области (УФСИН России по Ярославской области), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) на решение Угличского районного суда Ярославской области от 30 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тихомиров Е.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области и, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать оплату за работу в выходные и праздничные дни в размере 53355, 16 руб, за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в размере 2288, 91 руб, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб, проценты за несвоевременную выплату компенсации за работу в выходные и праздничные дни на день вынесения решения суда с последующим начислением до фактического исполнения обязательства по оплате.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе, замещал должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области. На основании приказа УФСИН России по Ярославской области от 10.03.2022 N51 л/с уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии 14.03.2022. В нарушение п. 64 Приказа ФСИН России от 16.08.2021 N 701 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" при увольнении ему не была выплачена компенсация за исполнение служебных обязанностей за работу сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные, нерабочие и праздничные дни в размере 55644 руб. 07 коп, что подтверждается справкой заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области. В компенсации за работу в выходные дни было отказано в связи с тем, что приказ Минюста РФ N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" не содержит положений о денежной компенсации за работу в выходной день, а предусматривает лишь предоставление дополнительных дней отдыха.
Данный отказ считает незаконным и нарушающим его трудовые права. Согласно п. 3 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", утвержденного Приказом ФСИН России от 26.09.2013 N 533 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" продолжительность рабочего времени сотрудников рассчитывается исходя из 40 часов в неделю. В период с 01.04.2020 на основании приказов начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области он привлекался к работе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и работе в выходные и праздничные дни, по состоянию на 14.03.2022 количество "заработанных", но не оплаченных часов составило 272, 6 часа. В связи со спецификой службы использовать выходные дни в счет ранее отработанного времени в полном объеме не представлялось возможным по пе зависящим от истца причинам. Согласно п. 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ сотруднику за работу сверхурочно, а также в выходные и праздничные дни предоставляются дни отдыха, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску, а также по просьбе сотрудника взамен дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с п. 1 ст. 87 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" 14.02.2022 им подан рапорт на увольнение за 30 дней до даты увольнения (14.02.2022), в связи с тем, что по состоянию на момент подачи рапорта об увольнении он имел право на отпуск за 2022 год, им был подан рапорт на предоставление отпуска, в период с 02.03.2022 по 11.03.2022 он находился на больничном. В связи с тем, что он проходил комиссию по устройству на работу в 4 ПСО ФПС Главного Управления МЧС России по Ярославской области (25 пожарно-спасательная часть), воспользоваться правом на дополнительные дни отдыха он не мог, поэтому 28.02.2022 им был подан рапорт о выплате денежной компенсации, которая не была выплачена ему при увольнении.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России.
Решением Угличского районного суда Ярославской области от 30 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены. С ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области в пользу Тихомирова Е.В. взыскана компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за период работы с 01.04.2020 по 14.03.2022 в сумме 55644 руб. 07 коп. и компенсация морального вреда в сумме 3000 руб. В остальной части иска Тихомирову Е.В. отказано. С ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области взыскана госпошлина в доход местного бюджета в сумме 2 169 руб.
В кассационной жалобе представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России - Шалимова Е.Н. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что за выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим законодательством не предусмотрено; в рассматриваемом случае положения статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсации морального вреда применению не подлежали; приводит доводы о пропуске истцом срока обращения в суд и выражает несогласие с выводом суда об обратном. "данные изъяты" Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, от представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России поступило письменное ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального к
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, от представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России поступило письменное ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Закона).
В силу части 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно части I статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.?
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжи тельность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 указанной статьи).
С 01 января 2013 г. отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы", который действовал до 03 октября 2021 г.
Согласно пункту 17 Порядка от 27 мая 2013 г. N 269, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах:
1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
16 августа 2021 г. Приказом ФСИН России N 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от 27 мая 2013 г. N 269 признан утратившим силу.
Между тем Приказом Минюста России от 05 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" (вступивший в законную силу 22 августа 2021 г.) утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение N 11).
Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с п. 11 данного Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (п. 12 Порядка).
В силу части 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В силу п. 6 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник по желанию выбирает взять ему отгулы за неиспользованные часы сверхурочной работы, в выходные и праздничные дни или получить денежную компенсацию, присоединить дополнительные дни отдыха к ежегодному отпуску - к любому, а не за текущий год, поскольку законом такого ограничения не предусмотрено.
Пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 разъяснено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно приказу УФСИН России по Ярославской области от 27.07.2017 N 185-лс Тихомиров Е.В. проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области с 01.08.2017.
14.02.2022 Тихомировым Е.В. был подан рапорт об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) -14.03.2022.
14.02.2022 с истцом была проведена беседа о том, что у него имеется 272, 6 неиспользованных часов работы сверхурочно, в выходные, нерабочие и праздничные дни, и он имеет право воспользоваться днями отдыха, поскольку согласно п. 5 Приложения 11 к приказу Минюста России от 05.08.2021 N 132 денежная компенсация за указанные часы работы не выплачивается.
Уведомлением от 02.03.2022 Тихомиров Е.В. был ознакомлен о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, правом на которые он не воспользовался.
Приказом УФСИН России но Ярославской области от 10.03.2022 N 51-лс истец 14.03.2022 уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 N197463 "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
По сведениям ответчика за период работы с 01.04.2020 по 14.03.2022 Тихомиров Е.В. привлекался к работе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и работе в выходные, нерабочие и праздничные дни.
Из справок, предоставленных ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, которые истцом не оспорены, ему за период с 01.04.2020 по 21.08.2021 была выплачена компенсация за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и за работу в выходные и праздничные дни - за 169, 8 часов. Предоставлены дни отдыха 4 дня за 59, 6 часов. Остаток неиспользованных часов за указанный период с 01.04.2020 г. по 21.08.2021 за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни составил 133, 4 часов.
В связи с тем, что с 11.02.2022 по 25.02.2022 Тихомиров Е.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, а с 02.03.2022 по 11.03.2022 на листке нетрудоспособности, он до своего увольнения не мог воспользоваться днями отдыха ему предлагаемыми, и 28.02.2022 обратился к ответчику с рапортом о выплате денежной компенсации за неиспользованные часы.
В выплате компенсации ему было отказано, поскольку согласно п. 5 Приложения 11 к приказу Минюста России от 05.08.2021 N 132 денежная компенсация за указанные часы работы не выплачивается.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований Тихомирова Е.В. в части взыскания с бывшего работодателя компенсации за работу сверхурочно и в выходные, нерабочие и праздничные дни за период работы с 01.04.2020 по 14.03.2022, а также взыскания компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав истца.
Оснований для взыскания процентов за невыплату данной компенсации суд не усмотрел ввиду того, что компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни не является денежным довольствием либо иной выплатой, она не была начислена Тихомирову Е.В. при увольнении, а потому проценты по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации взысканию не подлежат; срок исковой давности для обращения Тихомирова Е.В. с настоящим иском суд счел непропущенным.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав на несостоятельность доводов стороны ответчика об отсутствии у Тихомирова Е.В. права на получение компенсационный выплаты в связи с изменением Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, указав следующее.
Учитывая положения Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ и Приказа Минюста России от 05 августа 2021 г. N 132 спорная компенсационная выплата действующим законодательством предусмотрена, соответственно, отсутствие упоминания о такой выплате в Приказе ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 70, в данном случае не свидетельствует о том, что Тихомиров Е.В. не имеет право на получение денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие, праздничные дни, и что ему в такой выплате, при невозможности воспользоваться дополнительными днями отдыха, должно быть отказано.
Также судебная коллегия указала, что на правильность постановленного судом решения не влияют ссылки стороны истца на не применение к истцу п. 11 Приказа Минюста России от 05 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации".
Судебная коллегия отметила, что поскольку материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что у Тихомирова Е.В. на момент увольнения со службы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области за период работы с 01.04.2020 по 14.03.2022 имелось 272, 6 часов работы сверхурочно в выходные, рабочие и праздничные дни, соответственно, решение суда о наличии правовых оснований для взыскания компенсационной выплаты за данную работу является законным и обоснованным.
Также судебная коллегия сочла необоснованными доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском, поскольку Тихомиров Е.В. узнал о своем нарушенном праве, когда ему было разъяснено 14.02.2022, что выплата денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, ему не может быть начислена и выплачена при увольнении, соответственно, трехмесячный срок обращения в суд с иском (17.03.2022) им не пропущен.
Судебная коллегия со ссылкой на положения п. 6 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ указала, что Тихомиров Е.В. имел право присоединить дни дополнительного отдыха к любому ежегодному отпуску, а при увольнении - получить компенсацию за неиспользованные часы за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, началом течения срока обращения в суд в рассматриваемом случае судом первой инстанции обоснованно установлена дата 14.02.2022.
Также судебная коллегия со ссылкой на пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указала на несостоятельность доводов стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
По данному гражданскому делу подтвержден факт незаконной невыплаты истцу спорных компенсационных выплат, работодателем ему причинены нравственные страдания в связи с нарушением трудовых прав.
Исходя из указанных обстоятельств дела, учитывая объем причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требований разумности, судебная коллегия сочла определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 руб. обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Угличского районного суда Ярославской области от 30 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.