Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Курлаевой Л.И. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниенко Олега Борисовича к Государственному бюджетному учреждению "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Ворошиловском районе города Донецка" о признании решения незаконным и обязании поставить на учет для выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях
по кассационной жалобе Корниенко Олега Борисовича на решение Ворошиловского межрайонного суда города Донецка Донецкой Народной Республики от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение Апелляционной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 20 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Корниенко О.Б. 01.12.2021 обратился в Ворошиловский межрайонный суд с административным исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению "Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Ворошиловском районе города Донецка" (далее ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка) о признании решения незаконным и обязании поставить его на учет для выплаты пенсии возрасту на льготных условиях.
Определением от 12 января 2022 года суд первой инстанции перешел к рассмотрению вышеуказанного дела в порядке гражданского производства.
Корниенко О.Б. просил суд признать незаконным решение ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка от 24.09.2021 N 69 об отказе в постановке на учет для выплаты пенсии на льготных условиях и обязать ответчика поставить его с 15.09.2021 на учет для выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" и ч. 2 раздела XV "Заключительные положения" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
В обоснование заявленных требований Корниенко О.Б. указал, что 15.09.2021 он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях и решением от 24.09.2021 N69 ему было отказано в постановке на учет для выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях из-за отсутствия возможности подтверждения льготного характера работы первичными документами и отсутствия документально подтвержденных необходимых 20 лет страхового стажа. Истец считает, что решение пенсионного органа принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку им представлены надлежащие документы в подтверждение права на получение указанного вида пенсии в ДНР.
Решением Ворошиловского межрайонного суда города Донецка Донецкой Народной Республики от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной платы Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 20 июля 2022 года исковые требования Корниенко О.Б. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Корниенко О.Б. просит отменить судебные постановления как принятые с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. Ссылается на то, что в 2021 года в г. Бахмуте (ранее г. Артемовск Донецкой области) ему была назначена пенсия на льготных условиях как лицу, имеющему 7 лет подземного стажа в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении". В 2021 году он переехал в ДНР на постоянное место жительства и обратился к ответчику для возобновления выплаты пенсии. Однако ему было разъяснено, что он должен подать полный пакет документов как лицо, впервые обратившееся за пенсией. Представленные им документы пенсионный орган посчитал не подтверждающими наличие у него льготного и страхового стажа для назначения пенсии, с чем истец не согласен, указывая на то, что не имеет возможности получить ряд документов ввиду проведения СВО и участия в ней добровольцем.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, телефонограммами в адрес сторон, информацией, размещенной на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции, не явились. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Корниенко О.Б, 30.07.1967 года рождения, 15.09.2021 обратился в ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка с заявлением о возобновлении пенсии и постановке на учёт на территории Донецкой Народной Республики для выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях по Списку N1 в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" и части 2 раздела XV "Заключительных положений" Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
Решением ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка от 24.09.2021 N 69 Корниенко О.Б. отказано в постановке на учет для выплаты пенсии по возрасту на льготных условиях из-за отсутствия возможности подтверждения льготного характера работы первичными документами и отсутствия документально подтвержденных необходимых 20 лет страхового стажа.
В страховой стаж истца не включены периоды работы: с 04.05.2020 по 23.06.2020 в Донецком апелляционном суде и с 25.09.2020 по 23.12.2020; на шахте "Украина", поскольку согласно ст. 24 Закона N 1058 периоды работы после 01.01.2004 должны подтверждаться сведениями персонифицированного учета; прохождения воинской службы с 25.11.1985 по 04.12.1987, поскольку в военном билете отсутствует фотография; с 29.03.1997 по 17.12.2001 по дубликату трудовой книжки, поскольку записи в ней о периоде работы до даты заполнения трудовой книжки произведены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек от 29.07.1993 N 58 и не подтверждены уточняющими справками с предприятий; периоды получения пособия по уходу за ребенком-инвалидом и предпринимательской деятельности до дооформления индивидуальных ведомостей о застрахованном лице по форме ОК-5.
Кроме того, в льготный стаж Корниенко О.Б. не зачтены периоды работы с 24.03.1988 по 26.08.1988 и с 17.09.1990 по 28.03.1997 на ДП "Шахта им. Д.С. Коротченко" в связи с отсутствием первичных документов, подлежащих проверке согласно ст. 44 Закона Украины N 1058, проведение проверки необходимо, поскольку в период работы в подземных условиях прослеживается работа с 25.10.1993, не дающая права на пенсию на льготных условиях, а также необходимо установить право выдачи справок о льготной работе заместителем председателя ликвидационной комиссии.
По расчету пенсионного органа, страховой стаж Корниенко О.Б. составляет 6 лет 11 месяцев 15 дней.
Полагая свои права на получение пенсии в ДНР нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 60 Конституции Донецкой Народной Республики, п. 2 постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 2 июня 2014 года N 9-1 "О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период", постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсий в Донецкой Народной Республике в переходный период", п. 3 ст. 44 Закона Украины от 9 июля 2003 года N1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", п. "а" ст. 13 Закона Украины от 5 ноября 1991 года N1788-XII "О пенсионном обеспечении", п. 1 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года N 637, п. 48 Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины N22-1 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2005 года N1566/11846, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Корниенко О.Б. требований, указав, что обращаясь в ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка с заявлением о постановке на учет для выплаты пенсии на льготных условиях истец не предоставил надлежащих документов в подтверждение наличия у него льготного и страхового стража необходимой продолжительности. При этом представленные истцом документы суд во внимание не принял, отметив, что они такого рода обстоятельств не подтверждают.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходил из того, что Корниенко О.Б. заявлены требования о признании решения УПФ N 69 от 24.09.2021 незаконным и возложении на УПФ обязанности поставить его на учет для выплаты пенсии на льготных условиях, при этом с требованиями о возложении на УПФ обязанности включить в страховой и льготный стаж периоды работы, в зачете которых решением УПФ было отказано, истец не обращался, в ходе рассмотрения дела свои исковые требования не изменял. В связи с чем, поскольку обжалуемое решение УПФ содержит и иные периоды работы истца, которые включены в страховой стаж, и, учитывая, что даже с учетом спорных периодов работы, в зачете которых в льготный стаж истцу было отказано, право на назначение льготной пенсии у него отсутствует в связи с недостаточностью льготного стажа - 10 лет, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Корниенко О.Б.
Также судебная коллегия суда апелляционной инстанции отметила, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на УПФ обязанности поставить Корниенко О.Б. на учет для выплаты пенсии по возрасту, поскольку разрешение данного вопроса отнесено исключительно к компетенции ПФ и суд не может подменять собой орган, уполномоченный рассматривать соответствующие документы с последующим принятием решения о назначении и выплате пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республики, п. 2 постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики "О применении законов на территории ДНР в переходный период" от 2 июня 2014 года N 9-1, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.
С целью реализации прав граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, на пенсионное обеспечение, до принятия на законодательном уровне нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики согласно постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсии в Донецкой Народной Республике в переходный период" руководствуется Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года N 1058.
Согласно п. 2 Раздела XV Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 года N 1058, пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку N 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды.
До введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, пенсии назначаются по нормам настоящего Закона в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788-XII.
Пунктом "а" ст. 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788-XII предусмотрено, что на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы: работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, не имеющим стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, предусмотренного абзацем первым этого пункта, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при наличии предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании": мужчинам - на 1 год за каждый полный год такой работы.
На основании статьи 12 Закона N 1788-XII право на пенсию по возрасту имеют: мужчины - после достижения 60 лет и при стаже не менее 25 лет; женщины - после достижения 55 дет и при стаже работы не менее 20 лет.
Согласно Порядку применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 3 апреля 2017 года N 32/5, пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку N 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку N 2, и по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), осуществляется в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики при условии достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа (п. 2).
Под полным рабочим днем следует понимать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками N 1 и N 2, не менее 80 процентов рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением своих трудовых обязанностей (п. 3).
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки N 1 и N 2, которые действовали в период работы лица в льготных условиях. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям, независимо от даты их внесения в Списки.
До 21 августа 1992 года период работы с вредными и тяжелыми условиями труда подтверждается документально оформленными соответствующим образом справками предприятий, а после 21 августа 1992 года - с учетом результатов проведенной аттестации.
При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях за период с 21 августа 1992 года по 14 июня 2016 года (до вступления в силу Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 года N7-25) следует применять нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики в части, непротиворечащей Конституции Донецкой Народной Республики (п. 4).
При назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в льготный стаж определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда такой период должен быть подтвержден результатами аттестации (п. 5).
Результаты аттестации применяются при исчислении льготного стажа в течение 5 лет после их утверждения при условии, что в течение этого периода времени на данном предприятии существенно не изменялись условия и характер труда (производство, работа, рабочее время), наличие которых дает право на назначение пенсии на льготных условиях (п. 8).
Стаж работы во вредных и тяжелых условиях труда подтверждается надлежащим образом оформленными в трудовой книжке записями о занимаемой должности и периодом выполняемой работы, выпиской из приказа по предприятию об итогах проведения аттестации на соответствующем рабочем месте. В случае отсутствия в трудовой книжке сведений, определяющих право на пенсию на льготных условиях, предоставляется уточняющая справка. Наименования профессий или должностей в трудовой книжке или уточняющей справке должны соответствовать профессиям или должностям, внесенным в Списки N1 и N2 (п. 14).
В соответствии с п. 20 Порядка подтверждения имеющего трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года N 63, в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В справке должны быть указаны: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
Однако указанные правовые нормы судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора применены не были, представленные истцом в материалы дела доказательства, в том числе: дубликат трудовой книжки Корниенко О.Б.; военный билет; архивная справка Донецкого национального технического университета от 16.04.2010; выданные ДП "Шахта им. Д.С. Коротченко" 18.06.2021 справки уточняющие особый характер работы, справка о подземных выходах, копии приказов, приказы об аттестации рабочих мест; выданные ООО "Региональный межотраслевой архив" архивные справки, историко-информационная справка, справка о заработной плате, копии личных карточек; справка Управления социальной защиты населения от 23.06.2021, индивидуальные ведомости о застрахованном лице; справка о физическом лице-предпринимателе и другие, не получили оценки со стороны судом применительно к вышеприведенным правовым нормам.
Напротив, суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, в нарушение требований гражданского процессуального законодательства устранился от проверки доводов апелляционной жалобы истца, ограничившись указанием на то, что истцом не были конкретизированы требования относительно той части решения ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка от 24.09.2021 N 69, с которой он выражает несогласие.
Вышеуказанное свидетельствует о формальном подходе судов первой и апелляционной инстанций к разрешению спора, касающегося защиты истцом своих пенсионных прав, при том, что исковое заявление Корниенко О.Б. содержит подробные доводы, по которым он оспаривал решение пенсионного органа.
Более того, судами не принято во внимание, что при обращении в ГБУ УПФ ДНР в Ворошиловском районе г. Донецка Корниенко О.Б. просил о возобновлении выплаты ему пенсии, назначенной ему на территории Украины в связи с переездом на постоянное место жительства в ДНР.
Однако данное обстоятельство (факт получения истцом досрочной пенсии в другом государстве) судами проверено не было, тогда как в ходе судебного разбирательства Корниенко О.Б. ссылался на невозможность представления им оригинала пенсионного дела (его заверенной копии) в связи с проведением СВО, и указывал на наличие у него доступа в электронном виде к его личному кабинету в Пенсионном фонде Украины для подтверждения установленного пенсионным органом при назначении ему досрочной пенсии размера его льготного и страхового стажа.
Таким образом, свои процессуальные обязанности суды первой и апелляционной инстанций не выполнили, в связи с чем, выводы судов по существу спора нельзя признать основанными на полном и всестороннем исследовании юридически значимых обстоятельств дела.
Каких-либо суждений по обстоятельству признания за истцом права на пенсию на территории Украины применительно к Соглашению от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", действовавшему на момент разрешения спора, в обжалуемых судебных постановлениях не приведено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить решение Ворошиловского межрайонного суда города Донецка Донецкой Народной Республики от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение Апелляционной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 20 июля 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, дать оценку всем доводам и доказательствам сторон, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского межрайонного суда города Донецка Донецкой Народной Республики от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение Апелляционной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 20 июля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ворошиловский межрайонный суд города Донецка Донецкой Народной Республики.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.