Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Дегтеревой О.В., Климовой С.В., при ведении протокола помощником судьи Анцифировым В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Багомедова М.О. на решение Тверского районного суда города Москвы от 21 сентября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Багомедова... к ГУ МВД России по городу Москве о признании факта выполнения задач в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, обязании выдать удостоверение "Ветерана боевых действий" с предоставлением соответствующих льгот, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Багомедов М.О. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по городу Москве о признании факта выполнения задач в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, обязании выдать удостоверение "Ветерана боевых действий" с предоставлением соответствующих льгот.
В обоснование заявленных требований Багомедов М.О. ссылался на то, что в период в период с 01 сентября 1999 года по 25 октября 2004 года он проходил службу в МВД по Республике Дагестан в подразделении ОМОН, которое дислоцировалось в г.Каспийске, за время службы неоднократно находился в служебных командировках в составе Объединенной группы сил по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ, однако в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано, поскольку не было подтверждено его непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, что является незаконным и нарушает его права.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Толоконников М.М. в суд явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Багомедов М.О. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав Багомедова М.О, возражения представителя ответчика по доверенности Толоконникова М.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", который, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 1 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, согласно трудовой книжкой АТ-III N5022386 Багомедов М.О. на основании приказа Ком.ССБ ППСМ N26 л/с от 05.07.1999 принят на службу в ОВД 01.07.1999 и приказом N100л/с от 26.10.2004 уволен из ОВД по ст.19 п. "а" Закона РФ "О милиции" (по собственному желанию). (л.д.19)
Согласно выписке из приказа об увольнении N 100 л/с от 26 октября 2004 года, истец уволен 25 октября 2004 года по ст. 19 п. "а" Закона РФ "О милиции" (по собственному желанию), на момент увольнения занимал должность заместителя командира взвода 1 оперативной роты ОМОН при МВД Республики Дагестан, с дислокацией в г.Каспийске (л.д.20)
Согласно копий справок Министерства внутренних дел Республики Дагестан - Сводный отряд МВД Республики Дагестан, МВД России - Группа управления пункта управления на дагестанском направлении, МВД России - Группа управления пункта управления на административной границе Республики Дагестан с Чеченской Республикой следует, что старший сержант милиции Багомедов М.О. в периоды с 01.04.2000 по 01.06.2000, с 01.06.2000 по 01.09.2000, с 23.11.2000 по 20.02.2001, с 20.02.2001 по 20.05. 2001, с 20.08.2001 по 17.11.2001, с 01.01.2002 по 01.01.2003, с 0101.2003 по 01 апреля 2003, с 01.04.2003 по 01.07.2003, с 01.10.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.03.2004, с 01.04.2004 по 31.06.2004 находился в служебных командировках в составе ГУ ПУ МВД России, сводного отряда МВД Республики Дагестан на административной границе Республики Дагестан с Республикой Чечня (л.д. 6-17).
03.12.2021 Багомедов М.О. обратился в ГУ МВД России по г.Москве с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с участием в выполнении специальных задач с составе сводных групп МВД России на Дагестанском направлении. (л.д. 35)
Согласно ответу Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 26 апреля 2022 года, министерство сведениями о фактическом участии Багомедова М.О. в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ не располагает. Также указано, что несение службы на территории Северо-Кавказского региона РФ основанием для выдачи удостоверения "Ветерана боевых действий" не является (л.д.54).
Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации на момента обращения истца определен Приказом МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации".
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что для получения удостоверения ветерана боевых действий сотрудники подают рапорт, гражданские служащие, работники и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы или в связи с прекращением трудового договора, подают заявление. Рапорт (заявление) подается в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудники, гражданские служащие, работники, уволенные граждане проходят (проходили) службу, работают (работали) или по месту дислокации которого они проживают.
В силу пункта 8 Порядка к рапорту (заявлению) прикладываются: две фотографии размером 3 х 4 см (в цветном либо черно-белом варианте без светлого угла на матовой фотобумаге), заверенные печатью кадрового подразделения, копия паспорта гражданина Российской Федерации, согласие на обработку персональных данных, заверенные выписки из приказов либо справки командиров (начальников) воинских частей, иных подразделений о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях: 8.2. Для сотрудников, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, архивные справки, содержащие сведения о данных приказах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в КТО определяется на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению КТО, в которых указаны дата или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в КТО и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 года - руководителем КТО.
Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в спорный период, без его участия в боевых действиях, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативны и иных групп, записями в военных билетах, трудовых книжках, летных книжках, архивных справках, подтверждающих даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документами, подтверждающими получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо наградным материалам.
В подтверждение доводов истца Министерством внутренних дел по Республике Дагестан в материалы дела представлены архивные выписки из приказов об откомандировании и зачислении Багомедова М.О. в состав сводного отряда милиции МВД Республики Дагестан для охраны общественного порядка, защите конституционных прав граждан и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территориях, сопредельных с территориями Чеченской Республики, при этом факт непосредственного участия истца в боевых действиях в спорный период доказательствами в суде подтвержден не был.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Багомедова М.О. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что оснований для признания истца участником боевых действий не имеется, так как по результатам изучения его документов ответчиком не были установлены обстоятельства, подтверждающие его участие в боевых действиях в периоды и на территориях, соответствующих Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, утвержденных (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"). При этом суд учел, что представленная истцом в материалы дела справка N 100 л/с от 26.10.2004 года не подтверждает факт его личного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, а лишь свидетельствует о факте дислокации в г.Каспийске.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставленные истцом доказательства свидетельствуют о фактическом участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации истца, судебная коллегия полагает несостоятельными и не может принять во внимание, поскольку в силу положений ст. ст. 56, 57, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. При рассмотрении и разрешении настоящего спора судом первой инстанции был полностью соблюден принцип состязательности гражданского процесса, сбор доказательств осуществлен судом с учетом требований относимости и допустимости согласно ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценил относимость и достоверность доказательств и их достаточность и взаимную связь в совокупности. Несогласие истца с произведенной судом оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности судебного постановления и не может служить основанием для отмены решения суда. Оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает, требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не нарушены.
Учитывая изложенное и принимая во внимание требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции истца, изложенной в иске, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Багомедова М.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.