Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М., при секретаре Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 2- 3069/22) по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе ООО "Альфа-М" на решение Головинского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2022 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Прокурора Петроградского района г. Санкт-Петербурга действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООО "Альфа-М" о возложении обязанности обеспечить доступ - удовлетворить частично.
Обязать в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения суда ООО "АЛЬФА-М" (ИНН...) оборудовать помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, адрес, устройствами, дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры, а именно:
- на поверхности покрытий ступеней внешних лестниц и входной площадки применить облицовку материалом, обеспечивающим надежное сцепление подошвы обуви с полом, согласно требованиям п. 5.1.11 СП 59.13330.2016, п.6.4 СП 136.13330.2012;
- привести в соответствие наружные двусторонние лестничные марши требованиям п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;
- привести установленные поручни на внешних лестницах в соответствие требованиям п. 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017, п. 6.1.2 СП 59.13330.2016;
- установить технические средства информирования, ориентирования для инвалидов различных нозологий, которые должны обеспечивать возможность однозначной идентификации объекта и мест оказания услуг, согласно требованиям пп. 6.5.2, 6.5.3 СП 59.13330.2016;
- оборудовать вход тактильной информационной вывеской, с информацией продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, в соответствии с требованиями п. 6.5.9 (СП 59.13330.2016;
- установить контрастное сочетание дверь-ручка, согласно требованиям п. 6.4.1 СП 59.13330.2016; - привести в соответствие требованиям п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 ширину двери входной группы - более 0.9 м (фактическая ширина 0.7 м), высоту порогов - не более 0.014 м (фактическая высота 0.040м);
- оборудовать лестничный марш в торговом зале пандусом или подъемным устройством, согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, п. 6.3 СП 136.13330.2012;
- произвести контрастную маркировку краевых ступеней, в соответствии с пп. 6.2.8, 6.2.29 СП 59.13330.2016;
- установить горизонтальные завершающие поручни, согласно требованиям п. 6.2.11 СП 59.13330.2016, пп. 5.2.7.2, 5.2.7.3, 5.2.7.5 ГОСТ Р 51261.2017;
оборудовать вход информацией, расположенной в удобном месте для посетителя-инвалида по зрению (или граждан с нарушением зрения), и в доступной для него форме, в соответствии с требованиями п. 8.4.4 СП 59.13330.2016;
- для лиц с дефектами слуха установить специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, в силу требований п. 8.1.10 СП 59.13330.2016;
- комплектацию и расстановку оборудования в торговом зале произвести с учетом обслуживания лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно или с сопровождающими лицами, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушением зрения, согласно требованиям п. 8.4.1 СП 59.13330.2016.
Взыскать с ООО Альфа-М в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петроградского района г..Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц, в порядке реализации полномочий, предоставленных ему ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ООО "Альфа-М", в котором просил в течение 1 месяца с даты вступления в законную силу решения суда обязать ООО "АЛЬФА-М" (ИНН...) оборудовать помещение, расположенное по адресу: адрес, устройствами, дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры, а именно: на поверхности покрытий ступеней внешних лестниц и входной площадки применить облицовку материалом, обеспечивающим надежное сцепление подошвы обуви с полом, согласно требованиям п. 5.1.11 СП 59.13330.2016, п.6.4 СП 136.13330.2012; привести в соответствие наружные двусторонние лестничные марши требованиям п. 5.1.12 СП 59.13330.2016; продублировать лестничные марши пандусом или подъемным устройством доступным для инвалидов и МГН, в соответствии с требованиями п. 5.1.14 СП 59.13330.2016, п. 6.3 СП 136.13330.2012; привести установленные поручни на внешних лестницах в соответствие требованиям п. 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017, п. 6.1.2 СП 59.13330.2016; установить технические средства информирования, ориентирования для инвалидов различных нозологий, которые должны обеспечивать возможность однозначной идентификации объекта и мест оказания услуг, согласно требованиям пп. 6.5.2, 6.5.3 СП 59.13330.2016; оборудовать вход тактильной информационной вывеской, с информацией продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, в соответствии с требованиями п. 6.5.9 СП 59.13330.2016; установить контрастное сочетание дверь-ручка, согласно требованиям п. 6.4.1 СП 59.13330.2016; привести в соответствие требованиям п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 ширину двери входной группы - более 0.9 м (фактическая ширина 0.7 м), высоту порогов - не более 0.014 м (фактическая высота 0.040м); оборудовать лестничный марш в торговом
зале пандусом или подъемный устройством, согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, п. 6.3 СП 136.13330.2012; произвести контрастную маркировку краевых ступеней, в соответствии с пп. 6.2.8, 6.2.29 СП 59.13330.2016;установить горизонтальные завершающие поручни, согласно требованиям п. 6.2.11 СП 59.13330.2016, пп. 5.2.7.2, 5.2.7.3, 5.2.7.5 ГОСТ Р 51261.2017; оборудовать вход информацией, расположенной в удобном месте для посетителя-инвалида по зрению (или граждан с нарушением зрения), и в доступной для него форме, в соответствии с требованиями п. 8.4.4 СП 59.13330.2016; для лиц с дефектами слуха установить специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, в силу требований п. 8.1.10 СП 59.13330.2016; комплектацию и расстановку оборудования в торговом зале произвести с учетом обслуживания лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно или с сопровождающими лицами, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушением зрения, согласно требованиям п. 8.4.1 СП 59.13330.2016.
Требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки в отношении ответчика, в помещении - магазине по адресу: адрес выявлены следующие нарушения: -не оборудовано устройствами дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственный доступ к данному объекту в социальной инфраструктуры. Прокуратурой Петроградского района г. Санкт-Петербург направлено представление в адрес ответчика об устранении выявленных нарушений. Ответчик в добровольном порядке нарушения не устранил.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ООО "Альфа-М" по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
Третьи лица- фио, представитель Комитета по градоустройству и архитектуре Правительства Санкт- Петербурга на заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени заседания извещены, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщили, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности фио, возражения представителя истца- прокурора фио, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в результате прокурорской проверки в отношении ответчика выявлены следующие нарушения - эксплуатируемое помещение ООО "Альфа-М", расположенное по адресу Санкт-Петербург, адрес (магазин "Красное и Белое", не оборудовано устройствами, дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.
Прокуратурой выявлены нарушения СП 59.13330.2016, СП 136.13330.2012, а именно: на поверхности покрытий ступеней внешних лестниц и входной площадки применена облицовка материалом, не обеспечивающим надежное сцепление подошвы обуви с полом, что является нарушением п. 5.1.11 СП 59.13330.2016, п.6.4 СП 136.13330.2012; наружные двусторонние лестничные марши не соответствуют требованиям (ширина проступей нижних ступеней лестниц не соответствует ширине верхних ступеней, отсутствуют предупреждающие тактильные наземные указатели перед ступенями, а также отсутствует противоскользящая контрастная маркировка краевых ступеней), что является нарушением п. 5.1.12 СП 59.13330.2016; лестничные марши не продублированы пандусом или подъемным устройством доступным для инвалидов и МГН, что является нарушением п. 5.1.14 СП 59.13330.2016, п. 6.3 СП 136.13330.2012; установленные поручни на внешних лестницах не соответствуют требованиям п. 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017, п. 6.1.2 СП 59.13330.2016; при входе в помещение Общества отсутствует наружное вызывное устройство или средства связи с персоналом, что является нарушением п. 6.1.1 СП 59.13330.2016; отсутствуют технические средства информирования, ориентирования для инвалидов различных нозологий, которые должны обеспечивать возможность однозначной идентификации объекта и мест оказания услуг, что является нарушением пп. 6.5.2, 6.5.3 СП 59.13330.2016; вход не оборудован тактильной информационной вывеской, с информацией продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, что является нарушением п. 6.5.9 СП 59.13330.2016; отсутствует контрастное сочетание дверь-ручка, что является нарушением п. 6.4.1 СП 59.13330.2016; ширина двери входной группы менее 0.9 м (фактическая ширина 0.7 м), высота порогов превышает допустимые значения равные 0.014 м (фактическая высота 0.040м), что является нарушением п. 6.1.5 СП 59.13330.2016; лестничный марш в торговом зале не продублирован пандусом или
подъемным устройством, что является нарушением п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, п. 6.3 СП 136.13330.2012; отсутствует контрастная маркировка краевых ступеней (полоса, нанесенная на ступени лестничного марша, является противоскользящей и не соответствует требованиям по ширине и методу нанесения, предъявляемым к контрастной полосе), что является нарушением пп. 6.2.8, 6.2.29 СП 59.13330.2016; отсутствуют горизонтальные завершающие поручни, равные 0.3 м, а также высота поручня ниже требуемого значения равной 0.9 м (фактическая высота 0, 8 м), что является нарушением п. 6.2.11 СП 59.13330.2016, пп. 5.2.7.2, 5.2.7.3, 5.2.7.5 ГОСТ Р 51261.2017; отсутствует при входе информация в удобном месте для посетителя-инвалида по зрению (или граждан с нарушением зрения), и в доступной для него форме, что является нарушением п. 8.4.4 СП 59.13330.2016; для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что является нарушением п. 8.1.10 СП 59.13330.2016; комплектация и расстановка оборудования в торговом зале не рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно или с сопровождающими лицами, лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушением зрения, что является нарушением п. 8.4.1 СП 59.13330.2016.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Свод правил СНиП 31-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и пришел к выводу о том, что ответчиком не соблюдены: требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к данному объекту, чем нарушаются гарантированные государством права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Положениями п.3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно- правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно данной правовой норме, в случае когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик ООО "Альфа-М" не является собственником занимаемого помещения не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции о возложении на ООО "Альфа-М" обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптеки по указанному истцом адресу по следующим основаниям.
В Федеральном законе от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, ООО "Альфа-М", владеющее помещением, расположенным по адресу: адрес, и использующее его под магазин, то есть под социально значимый объект, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для возможности приобретения продуктов питания.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика с учетом дополнений к ней, о том, что положения Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к спорным правоотношениям не применимы, при этом ответчиком приняты альтернативные меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильным гражданском к объекту торговли, а также о том, что права ответчика ограничены, поскольку ответчик не является собственником помещения, размещение элементов благоустройства осуществляется в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербург, которыми запрещено внешнее изменение входной группы в нежилое помещение, установка перил, пандусов и прочих объектов производиться по согласованию уполномоченных государственных органов субъекта РФ, были предметом исследования суда первой инстанции, в результате которого также получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании действующего законодательства либо направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут явиться поводом к отмене постановленного судом решения.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к жалобе ООО "Альфа-М" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.