Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Анцифирове В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" на решение Тушинского районного суда г. Москвы 05 апреля 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2061/2022), которым постановлено:
Исковые требования Прокурора СЗАО г. Москвы к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" о взыскании компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов - удовлетворить.
Взыскать с ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" в доход бюджета г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов за период со 2 квартала 2019 года по 3 квартал 2021 года в размере 4 445 168 руб, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 30425 руб. 84 коп.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор СЗАО г. Москвы обратился с иском в суд к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево", в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов за период с 2 квартала 2019 года по 3 квартал 2021 года в размере 4 445 168 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокурором СЗАО г. Москвы проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов и молодежи, в ходе которой в действиях ответчика выявлены нарушения. По актуальной информации, представленной ГКУ ЦЗН, ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" за период со 2 квартала 2016 года по 3 квартал 2021 года не выполнена квота по трудоустройству молодежи и инвалидов, при этом за указанный период уплата в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты, не перечислена.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, ответчиком представлены письменные возражения на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика и третьего лица ГКУ ЦЗН г. Москвы в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца Витман Ю.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в городе Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 06 сентября 2011 года N 420-ПП. Одной из задач подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения", входящей в указанную государственную программу, является стимулирование работодателей к разработке и реализации политики эффективной занятости населения, в том числе, посредством квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 1032-1, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
В соответствии со статьей 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые (часть 1).
Частью 2 статьи 2 Закона г. Москвы N 90 предусмотрено, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Согласно части 1 статьи 3 указанного закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 4 Закона г. Москвы N 90, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
Из положений части 3 статьи 2 Закона г. Москвы N 90 следует, что выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи определен п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП (далее - Положение), согласно которому работодатели ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ГКУ ЦЗН сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17.12.2019 N 1709-ПП "'Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2019 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 19797 руб.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 24.03.2020 N 220-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I V квартал 2019 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 19233 руб.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17.06.2020 N 807-ПП " 'Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2020 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 19544 руб.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.08.2020 N 1351-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2020 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 20361 руб.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 15.12.2020 N 2207-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2020 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 20589 руб.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 09.03.2021 N 274-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I V квартал 2020 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 2060 руб.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 19 января 2021 года N 11-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на 2021 год" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет - 20589 руб.
В соответствии с п. 21 Приложения 1 к Приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 14 декабря 2017 года N 1532 "Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи" в строке 21 "Остаток неуплаты на начало отчетного квартала за плательщиком, всего" в графе 3 указывается общее количество незанятых квотируемых рабочих мест, за которые на начало отчетного квартала не перечислена в бюджет города Москвы компенсационная стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по информации, предоставленной ГКУ г. Москвы ЦЗН, ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" за период со 2 квартала 2016 года по 3 квартал 2021 года не выполнена квота по трудоустройству молодежи и инвалидов, при этом за указанный период уплата в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения не перечислена, размер задолженности составил 7055854 руб.
Из отчетов по форме N 1-квотирование "сведения о выполнении установленной квоты и движения денежных средств" с 2 квартала 2019 года по 3 квартал 2021 года ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" следует, что имеются невыполненные квоты для трудоустройства молодежи и инвалидов.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов за период с 2 квартала 2019 года по 3 квартал 2021 года в размере 4 445 168 руб, суд исходил из того, что ответчиком указанные квоты не выполнены, представление прокуратуры СЗАО г.Москвы от 25 июня 2021 года об устранении нарушений законодательства о занятости населения, ответчиком не выполнено, при этом также учел пропуск срока исковой давности.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, оснований для его отмены не имеется.
Доводы ответчика, об отсутствии необходимого финансирования для погашения задолженности, повторяют доводы возражений на иск и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку материальное положение не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей по внесению в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы, по своей сути, повторяют возражения против заявленных исковых требований, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, не являются основанием для отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь статей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы 05 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГБУ г. Москвы "Жилищник района Покровское-Стрешнево" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.