Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, адресВ., при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Военного комиссариата по адрес на решение Гагаринского районного суда адрес от 11 ноября 2021 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования Подобедова Владислава Дмитриевича к адрес Коньково адрес, ОВК адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального адрес от 23.06.2021 о призыве Подобедова Владислава Дмитриевича на военную службу",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение адрес Коньково ЮАЗ адрес от 23 июня 2021 года о призыве на военную службу, сославшись в обоснование требований на наличие заболевания, препятствующее прохождению военной службы по призыву.
Кроме того, по мнению административного истца, призывной комиссией нарушена установленная законом процедура проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, а именно направления для сдачи обязательных анализов были выданы Подобедову В.Д. после прохождения медицинского освидетельствования и вынесения оспариваемого решения. Таким образом, решение о призыве на военную службу было принято без полного обследования состояния здоровья, чем нарушены его права на объективную оценку состояния его здоровья.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 11 ноября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 апреля 2022 года решение Гагаринского районного суда адрес от 11 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 21 апреля 2022 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Подобедова В.Д. - фио, представителя ОВК адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Гагаринского районного суда адрес от 11 ноября 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, фио состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
09 ноября 2020 года Подобедовым В.Д. было пройдено медицинское освидетельствование, по результатам которого решением призывной комиссии ему была присвоена категории годности "Б-4" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
В период весеннего призыва на военную службу 2021 года в порядке прохождения медицинского освидетельствования административный истец 04 апреля 2021 года был направлен на обследование в амбулаторных условиях для уточнения диагноза заболевания в ГКБ N 15 им. фио.
Медицинским заключением ГКБ N 15 им. фио от 28 апреля 2021 года П. установлен диагноз: OS-содружественное сходящееся косоглазие, оба глаза дальнозоркость средней степени, амблиопия.
По результатам медицинского освидетельствования 23 июня 2021 года решением призывной комиссии на основании пункта "б" статьи 33 графы 1 Расписания болезней - (Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 565) П. присвоена категории годности "Б-4" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
23 июня 2021 года фио был направлен на обязательное медицинское диагностическое исследование (проведение анализа крови, мочи, ЭКГ, анализ крови на ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С, флюорографию, сведения о профилактических прививках) в адрес N 134 ДЗМ".
23 июня 2021 года решением призывной комиссии от фио был призван на военную службу, ему была вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы.
Суд первой инстанции удовлетворил административные исковые требования исходя при этом из того, что административным ответчиком при организации мероприятий по призыву нарушены права и законные интересы Подобедова В.Д.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Из положений статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ следует, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
При этом, одно из указанных решений в отношении призывника призывная комиссия принимает только после определения категории годности его к военной службе (пункт 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (пункт 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по вышеуказанным категориям; в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абзац первый пункта 8).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абзац пятый пункта 8).
Как следует из приведенных норм, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается именно на призывную комиссию, которая по результатам тщательного изучения находящихся в распоряжении материалов дает заключение о возможности прохождения гражданина военной службы.
При проведении призывных мероприятий административный истец ссылался на наличие у него заболевания: "OS-содружественное сходящееся косоглазие, оба глаза дальнозоркость средней степени, амблиопия".
В соответствии со статьей 33 Расписания болезней при содружественном косоглазии, паралитическом косоглазии без диплопии и при других нарушениях бинокулярного зрения категория годности к военной службе определяется в зависимости от функций глаза по соответствующим статьям расписания болезней.
Между тем, степень утраты функций глаза, позволяющая установить категорию годности "Б-4" доказательствами, представленными в материалы дела, не подтверждена, данное обстоятельство административным ответчиком при принятии решения о призыве исследовано не было, соответственно, доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для принятия решения о призыве на военную службу материалы настоящего административного дела не содержат, из чего следует, что административным ответчиком в должной мере не организованы мероприятия по призыву Подобедова В.Д. на военную службу. Более того, административным ответчиком нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования - решение о призыве на военную службу от 23 июня 2021 года было вынесено в день направления Подобедова В.Д. на обязательное диагностическое исследование (проведение анализа крови, мочи, ЭКГ, анализа крови на ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С, флюорографию, сведения о профилактических прививках).
Учитывая изложенное, решение адрес Коньково ЮАЗ адрес от 23 июня 2021 года о призыве на военную службу Подобедова В.Д. является незаконным, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда адрес от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 10 февраля 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.