Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-241/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца Ермак Н.А., действующего на основании доверенности фио, на решение Черемушкинского районного суда адрес от 13 мая 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований фио фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес об оспаривании решения и обязании осуществить действия, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Ермак Н.А. обратилась в суд с административным иском и просила признать незаконным решение Управления Росреестра по адрес об отказе в государственной регистрации права общедолевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: адрес пом.IV, с кадастровым номером 77:06:0010001:1074, обязании осуществить государственную регистрацию права, мотивируя требования тем, что она является собственником квартиры N 25, расположенной по адресу: адрес, в связи с чем 05.08.2021 года обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на расположенное в подвале указанного многоквартирного дома нежилое помещение. 16.08.2021 года Управлением Росреестра по адрес было принято решение о приостановлении государственной регистрации права в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома, 16.11.2021 года в осуществлении государственной регистрации отказано в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации. По мнению административного истца, данное решение административного ответчика нарушает право на регистрацию общедолевого имущества, представленными государственному регистратору документами подтверждена принадлежность теплового пункта и шахт вентиляционной к общему имуществу многоквартирного дома.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель заинтересованного лица ЖСК "Очередники "Ясенево", действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца со ссылкой на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности фио, мнение представителя заинтересованного лица ЖСК "Очередники "Ясенево", действующего на основании доверенности фио, поддержавшего позицию административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, не явившегося в судебное заседание, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, Ермак Н.А. является собственником квартиры N25, расположенной по адресу: адрес.
05.08.2021 года Ермак Н.А. обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости, расположенный адрес пом.IV, с кадастровым номером 77:06:0010001:1074. Объект представляет собой шахту вентиляционную и тепловой пункт.
16.08.2021 года Управлением Росреестра по адрес на основании пунктов 3, 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было принято решение о приостановлении государственной регистрации права в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес.
Уведомлением N МFС-0558/2021-1261977-1 от 16.11.2021 года Ермак Н.А. отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности принятого Управлением Росреестра по адрес решения.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены требования к документам, представляемым для осуществления для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав.
Так, частью 1 данной статьи предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 названного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 42 Закона о регистрации предусмотрены особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество. Так, согласно части 1 указанной правовой нормы государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности (часть 2 ст. 42 Закона о регистрации).
В силу положений пункта 1 статьи 290 ГК РФ, пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В силу пункта 16 части 4 статьи 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании.
Таким образом, для государственной регистрации прав на помещение как общее имущество собственником в многоквартирном доме, необходимо внести сведения о таком имуществе в ЕГРН.
Однако сведения о регистрации в ЕГРН нежилого помещения, расположенного по адресу: адрес пом.IV, с кадастровым номером 77:06:0010001:1074, в качестве общего имущества многоквартирного дома, не внесены.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение административного ответчика соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управлением росреестра по Москве не были приняты во внимание представленные документы, подтверждающие включение нежилого помещения в состав общего имущества многоквартирного дома, судебной коллегией отклоняются, поскольку в рамках регистрации права на государственного регистратора не может быть возложена обязанность изменять режим собственности объекта.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 13 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Ермак Н.А, действующего на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 22.02.2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.