Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца фио (немецкая волна) - Араповой Галины Юрьевны на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24 июня 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления фио (немецкая волна) к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов, обязании исключить из реестра, отказать",
УСТАНОВИЛА:
Представитель фио (немецкая волна) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложении обязанности исключить фио из соответствующего реестра, мотивируя свои требования тем, что 28 марта 2022 года административным ответчиком принято решение о включении административного истца в указанный реестр, с чем административный истец фио не согласен, поскольку оспариваемое распоряжение является незаконным, необоснованным и существенно нарушает его права, в том числе, на свободу выражения мнения, распространение информации, ограничивает профессиональную деятельность и создает препятствие в ее осуществлении, противоречит основополагающим принципам международного права, дискредитирует административного истца и носит политический характер. Кроме того, уведомление о включении фио в реестр административным истцом получено не было, чем были нарушены права и законные интересы административного истца, гарантированные действующим законодательством.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца фио - фио, представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - фио, представителя МИД России - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24 июня 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, 04 февраля 2022 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Минюст России поступила информация в отношении.., согласно которой, сайт Deutsche Welle (https//www.dw.com, информация о владельце доменного имени не выявлена), не зарегистрирован как средство массовой информации на адрес и является сайтом федеральной немецкой международной общественной телерадиокомпании.
Сайт DW поддерживается на 30 языках: источник располагает разветвленной корреспондентской сетью в крупных адрес и других странах Евросоюза, а также в целевых регионах, к которым, в первую очередь, относятся Россий, Белоруссия и Украина. В русской редакции работает около 50 штатных и внештатных сотрудников.
Центральный офис DW расположен в Бонне (Германия), основная студия - в Берлине (Германия).
Учредитель - Deutsche Welle, финансируется из государственного бюджета Германии (https://www.dw.com/en/who-fmances-deutsche-welle/a- 36767785).
В России также распространяются два телеканала "Немецкой волны": "DW Deutsch" (ЭЛ N ФС 77 - 68406 от 27 января 2017 года) и "DW-TV (ДВ-ТВ)" (ЭЛ N ФС 77 - 70361 от 13 июля 2017 года).
Телеканалы распространяются в сети кабельных и спутниковых операторов.
Учредитель телеканалов - ООО "Компания Универсал Коммуникатионс".
Deutsche Welle распространяет/распространяло сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на русском языке на следующих ресурсах: интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, https://www.dw.com/ru/; "Facebook" https://www.facebook.com/dw.russian/ ? более 475 тыс. подписчиков; "ВКонтакте" https://vk.com/dw - более 32, 9 тыс. подписчиков, страница не обновляется с мая 2020 года; "ВКонтакте" https://vk.com/public3929260 - более 21, 5 тыс. подписчиков; "YouTube" https://www.youtube.com/dwrussian - более 898 тыс. подписчиков; "YouTube" https://www.youtube.eom/c/dwrussianreporter/featured -более 153 тыс. подписчиков; "Twitter" https://twitter.com/dw_russian - более 257, 9 тыс. подписчиков; "Instagram" https://www.instagram.com/dw_ekologia/ - более 10, 3 тыс. подписчиков; "Telegram" https ://t.me/dwrussian - более 33, 6 тысяч подписчиков.
04 февраля 2022 года в Минюст России поступило письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу, содержащее информацию об осуществлении перечислений иностранной организацией "Deutsche Welle" (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn), а также её представительством, фио (немецкая волна) - Корпункт Телерадиокомпании (ИНН 9909148378), денежных средств российским юридическим и физическим лицам.
Письмо о согласовании Министерством иностранных дел Российской Федерации включения сведений о Deutsche Welle (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn) в реестр поступило в Минюст России 18 марта 2022 года.
В связи с чем, на основании поступивших документов распоряжением (решением) Минюста России от 28 марта 2022 года N 323-р Deutsche Welle (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn) выключено в реестр.
После принятия решения 28 марта 2022 года о включении в реестр Минюстом России, административному истцу с учетом требований п. 14 Порядка 29 марта 2022 года N 11-34411/22, 30 марта 2022 года было направлено уведомление о включении в реестр, которым, истец проинформирован о принятом Минюстом России решении с разъяснением установленных законодательством требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение о включении Дольче Велле в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, не ограничивает права и свободы административного истца и является соразмерным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус
некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что административным ответчиком законно и обоснованно, в пределах предоставленных полномочий принято оспариваемое заявителем распоряжение о включении Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности административного истца достоверные сведения о юридическом лице, зарегистрированном в иностранном государстве, распространяющем предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а также сведения о получаемых им средствах от иностранных источников, содержащие достаточно проверяемых данных об обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", сомнения в обоснованности принятого Министерством юстиции РФ распоряжения отсутствуют. Оспариваемое распоряжение принято Министерством юстиции Российской Федерации в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и при наличии к тому оснований, требования административного искового заявления подлежат оставлению без удовлетворения.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы представителя административного истца о том, что Министерством юстиции РФ не направлено уведомление и распоряжения о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку факт направления в адрес фио уведомления о включении в указанный реестр подтверждается списком почтовых отправлений от 30 марта 2022 года (л.д. 56), при этом обязанность направлять копию распоряжения на административного истца не возложена.
Доводы представителя административного истца о незаконности решения суда первой инстанции по причине отсутствия доказательств факта получения административным истцом иностранного финансирования судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанный факт подтверждается обозренным в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющимся достоверным доказательством, подтверждающим факт получения административным истцом денежных средств от иностранных источников, оснований не доверять указанным в письме сведениям не имеется, права фио соблюдены. При этом непредоставление данного письма в материалы дела не свидетельствует о его недостоверности или недопустимости.
Согласно части 1 статьи 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N808.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусматривается, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 24 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 06 марта 2023 года.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.