Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, Тиханской А.В., с участием прокурора фио, при секретаре Курочкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-607/2022 по апелляционной жалобе административного истца Ивановой А.А. на решение Головинского районного суда адрес от 09 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Ивановой Александры Андреевны к территориальной адрес Левобережный адрес, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес о признании решения незаконным- отказать",
УСТАНОВИЛА:
Иванова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, в котором просила признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес (далее- ИКМО) от 11 сентября 2022 года N21/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Ивановой А.А.
Требования мотивированы тем, что 10 сентября 2022 года Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации по делу N5-ИКАД22-10-К2 признано незаконным и отменено решение ИКМО об отказе в регистрации Ивановой А. А. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1, на ИКМО Левобережный возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Ивановой А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
11 сентября 2022 года ИКМО повторно отказала в регистрации кандидатом в депутаты. С решением административный истец не согласна, так как повторное рассмотрение вопроса о её регистрации произошло с нарушением норм действующего избирательного законодательства, так как оснований для повторной проверки подписей избирателей у ИКМО не было, выводы заключения по результатам проверки подписей избирателей Экспертно-криминалистического центра УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 11 сентября 2022 года отличаются от выводов заключения по результатам проверки подписей избирателей от 22 июля 2022 года. Также не было оснований для повторной проверки иных документов. Кроме того, ИКМО были нарушены требования пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Решением Головинского районного суда адрес от 09 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Иванова А.А. просит решение отменить, административный иск удовлетворить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Рыбина А.В, представителей административных ответчиков по доверенностям фио, фио, заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
Судом установлено, что решением Совета депутатов адрес от 21 июня 2022 года N 6-1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес.
08 июля 2022 года Иванова А.А. представила в адрес избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
19 июля 2022 года Иванова А.А. представила в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; первый финансовый отчет, выполненный по установленной форме.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 22 июня 2022 года N1/4 было определено минимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата - 16 подписей, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию - 20 подписей.
Рабочей группой избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес были проверены документы, представленные кандидатом Ивановой А.А. на выдвижение и регистрацию в соответствии с протоколом Рабочей группы избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес об итогах проверки подписных листов, представленных Ивановой А.А, и уточненным на заседании комиссии 29 июля 2022 года, проверено 20 подписей избирателей, из них признаны недействительными 20 подписей в соответствии с пунктами 8, 9 части 7
статьи 37 Избирательного кодекса адрес. Количество достоверных подписей кандидата составило 0 подписей.
Избирательная комиссия установиланедостоверность сведений о месте работы Ивановой А.А, содержащихся в подписных листах, на этом основании признала все подписи Ивановой А. А. недействительными и в соответствии с частью 16, пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес 29 июля 2022 года приняла решение N 8/2 об отказе в регистрации Ивановой А. А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Решением Головинского районного суда адрес от 10 августа 2022 года отказано Ивановой А.А. в удовлетворении требований об оспаривании указанного решения. Решение оставлено без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 сентября 2022 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2022 года судебные акты отменены, решение ИКМО признано незаконным и отменено, на Избирательную комиссию возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о регистрации Ивановой А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1.
Во исполнение определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 11 сентября 2022 года ИКМО Левобережный принято решение N20/3 о проведении рабочей группой заседания по проверке документов кандидата Ивановой А.А, включая подписные листы.
11 сентября 2022 года по результатам заседания рабочей группы по проверке документов кандидата Ивановой А.А. при участии эксперта - почерковеда ЭКЦ УВД по адрес ГУ МВД адрес фио было признано недействительными 6 подписей избирателей: 2 подписи на основании пункта 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, 4 подписи на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, всего предоставлено 14 достоверных и действительных подписи избирателей.
Такого количества подписей недостаточно для регистрации кандидатом, поэтому ИКМО 11 сентября 2022 года принято решение об отказе Ивановой А.А. в регистрации кандидатом в соответствии с пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес.
Также ИКМО было установлено, что Ивановой А.А. в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ не была представлена заверенная копия документа, подписанного уполномоченным лицом, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы, занимаемой должности.
А именно, справка с места работы подписана не руководителем организации, а архивариусом отдела кадров, то есть лицом не уполномоченным выступать от имени ООО "Остин".
В связи с чем ИКМО пришла к выводу о наличии оснований для отказа Ивановой А.А. в регистрации в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Также ИКМО было установлено, что первый финансовый отчет кандидата не соответствовал форме, установленной Приложением N6 к Решению Мосгоризбиркома от 01 июня 2021 года N 149/9 "Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес", что является нарушением подпункта "в.1" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Ивановой А.А.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
На территории адрес отношения по выборам урегулированы также Законом адрес 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В силу частью 2 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы- род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пп. "б" п. 2.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат также представляет в избирательную комиссию заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия проверяет достоверность сведений, представленных кандидатами в комиссию.
В части 1 статьи 37 Избирательного кодекса адрес указано, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1. и 8 к настоящему Федеральному закону (п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
Частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес предусмотрены требования к заявлению лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 32 указанного Кодекса, к заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Для своей регистрации кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); первый финансовый отчет кандидата. (пп. 1, 2, 4, 5 ч. 5 ст. 35 адрес кодекса адрес).
В силу части 4 статьи 37 Избирательного кодекса адрес соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
Согласно пункту 5 статьи 37 Избирательного Кодекса адрес в результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными.
В соответствии с п. "в.1" ч. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Подпунктами "з", "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо
внесены нерукописным способом или карандашом; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к названному закону.
Аналогичная норма закреплена в п. 8, п.9 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес.
В соответствии с частью 10 статьи 37 Избирательного кодекса адрес при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов решения суда, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ИКМО оснований для проведения повторного исследования подписей избирателей являются несостоятельными, это не противоречит кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Исследование проведено руководителем ЭКЦ УВД по адрес ГУ МВД адрес фио, у которой имеется значительный стаж работы в данной области знаний. фио была допрошена в ходе судебного разбирательства, дала подробные пояснения относительно проведенного исследования подписей избирателей. Оценку показаниям фио суд дал в решении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение норм процессуального права суд не назначил экспертизу, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств.
По настоящему делу судом не было усмотрено оснований для назначения экспертизы.
Справка с места работы подписана архивариусом отдела кадров ООО "Остин" фио, в то время как Иванова А.А. является действующим работником; сведений о том, что указанную справку не мог подписать руководитель ООО "Остин", в материалах дела не имеется.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда адрес от 09 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.