Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-800/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Измайловского районного суда адрес от 13 декабря 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Медведева Антона Владимировича к территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным и отмене решения - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Медведев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес (далее - ИКМО) и просил признать незаконными и отменить решение территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 сентября 2022 г. N26/1 об установлении результатов выборов в части признания избранными депутатами кандидатов, которые были выдвинуты по многомандатному избирательному округу N2 - Маловой Л.С, Царегородцевой М.В, Фомичевой И.Е, фиоК.-к.
Требования мотивированы тем, что решением ИКМО Измайлово от 26 июля 2022 г. N10/2 административный истец был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2. Решением Измайловского районного суда адрес от 22 августа 2022 г. регистрация кандидата в депутаты была отменена. Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2022 г. указанное решение, а также апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции отменены.
Считает, что у избирателей отсутствовала возможность проголосовать за него, поэтому считает, что были нарушены пп. "д" п.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как в данном случае невозможно установить действительную волю избирателей.
Решением Измайловского районного суда адрес от 13 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Медведев А.В. ставит вопрос об отмене решения, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, допущены существенные нарушения норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика фио и представитель заинтересованных лиц фио просили оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального адрес от 16 июня 2022 года N 84/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
На основании решения Московской городской избирательной комиссии от 24 июня 2022 года N 11/1 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес проводилось голосование в период с 9 по 11 сентября 2022 года.
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 21 июля 2022 года N 15/2 "О дистанционном электронном голосовании на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года" на указанных выборах проводилось дистанционное электронное голосование (далее - ДЭГ).
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 года N 3/5-22 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
Решением Совета депутатов муниципального адрес от 29 декабря 2017 года N 88/2 утверждена схема многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального адрес, муниципальный адрес разделен на 3 четырехмандатных избирательных округа.
Решением ИКМО Измайлово от 26 июля 2022 года N 10/2 Медведев А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Избирательная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением к Медведеву А.В. об отмене его регистрации кандидатом в депутаты по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Измайловского районного суда адрес от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, регистрация кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2 фио отменена.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2022 года судебные акты были отменены, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2 фио
Решением ИКМО от 12 сентября 2022 года N 26/1 "Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес" определены результаты выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес, а именно Малова Л.С, Царегородцева М.В, Фомичева И.Е, фиоК.-к. признаны избранными депутатами Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд, учитывая положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса адрес, а также положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, пришел к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, которые в силу закона являются основанием для признания незаконным и отмене решения, а именно нарушения закона, не позволяющего установить действительную волю избирателей; при этом невозможность участия в выборах фио в качестве кандидата не свидетельствует об искажении характера выборов как свободных, в том числе об ограничении свободы волеизъявления избирателей голосовать за любого из зарегистрированных кандидатов, поэтому требования оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, в силу ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу ст. 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно ч.1.1 ст.77 названного Федерального закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Этой же статьей определены основания отмены решений комиссий об итогах голосования и о результатах соответствующих выборов.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Из вышеприведенного следует, что в рамках рассмотрения данной категории дел подлежат выяснению два обстоятельства в совокупности: наличие существенных нарушений избирательного законодательства, а также отсутствие возможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей либо выявить действительную волю избирателей, которые возникли в результате указанных нарушений.
При рассмотрении дела таких обстоятельств судом не установлено.
Из материалов дела следует, что более 6 000 избирателей воспользовались своим активным избирательным правом, выразили свое волеизъявление, из 27 зарегистрированных кандидатов выбрав 4 депутата в Совет депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
В деле отсутствуют доказательства того, что невозможность участия в выборах фио в качестве кандидата привело к искажению характера выборов как свободных, а также к ограничению свободы волеизъявления избирателей голосовать за любого из зарегистрированных кандидатов.
То обстоятельство, что Медведев А.В. был избран депутатом на выборах, состоявшихся 10 сентября 2017 года, не свидетельствует о возможности фио стать депутатом.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, влекущих признание результатов выборов недействительными, доказательств нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, не позволивших выявить действительную волю избирателей.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении административного искового заявления; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.