Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2098/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Автобытсервис" об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автобытсервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения требований в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ просит
- признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) от 1 июня 2022 года N 297/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016006:10;
- обязать Учреждение устранить допущенные нарушения, исправить допущенную при определении кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 01 января 2021 года ошибку в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", пересчитать кадастровую стоимость с учетом экспертного исследования, на основании которого установлена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2018 года судебным актом в размере 649 856 370 руб.
В обоснование требований административный истец указал на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016006:10 по адресу: адрес; уплачивает земельный налог в отношении данного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
В 2021 году административный ответчик провел государственную кадастровую оценку, в том числе спорного земельного участка; по ее результатам его кадастровая стоимость установлена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 1 395 133 341, 80 руб.
При определении кадастровой стоимости на 01 января 2021 года земельный участок был отнесен к оценочной группе 13, подгруппе 13.3 "земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
Административный истец указывает на то, что по состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость земельного участка была установлена вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 18 июня 2019 года на основании экспертного заключения в размере 649 856 370 руб, но указанная кадастровая стоимость в расчете, вопреки методологии, не применена; использована кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года, установленная решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 7 ноября 2017 года на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка от 13 сентября 2017 года N 37/О-17, в размере 1 626 583 123, 33 руб.
Не согласившись с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки; 1 июня 2022 года Учреждением принято оспариваемое решение, которым организации отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что ошибок не выявлено.
Административный истец полагает, что при отнесении объекта недвижимости к указанной оценочной подгруппе административному ответчику следовало учесть стоимость объекта недвижимости на 01 января 2018 года как наиболее близкую к стоимости на 01 января 2021 года, исходя из тенденций рынка недвижимости и в соответствии с действующей методологией.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представители; на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца, Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (ст.ст. 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи Закона N 237-ФЗ).
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства, земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016006:10 по адресу: адрес; уплачивает земельный налог в отношении земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года была утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП в размере 1 205 928 141 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 7 ноября 2017 года кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года установлена в размере 1 626 583 122, 33 руб. на основании отчета об оценке от 13 сентября 2017 года N 37/О-17, подготовленного оценщиком ООО "Российское общество оценщиков".
По состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость спорного земельного участка была утверждена в размере 1 302 402 312 руб.
На основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 18 июня 2019 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2018 года установлена в размере 649 856 370 руб. на основании заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом Аудиторской компании "Холд-Инвест-Аудит".
В 2021 году административный ответчик провел государственную кадастровую оценку спорного земельного участка; по ее результатам его кадастровая стоимость распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 установлена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 1 395 133 341, 8 руб.
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении указанной кадастровой стоимости.
Решением Учреждения от 1 июня 2022 года принято оспариваемое административным истцом решение, которым организации отказано в удовлетворении заявления о пересчете кадастровой стоимости с указанием на то, что ошибок не выявлено. При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года здание было отнесено административным ответчиком к оценочной группе 13, подгруппе 13.3 "земельные участки, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" с применением индексов изменения цен во времени; с учетом этого использована кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года, установленная Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об оценке от 13 сентября 2017 года - 1 626 583 123, 33 руб.
Учреждением использован метод индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен 8% и 7, 12%, соответственно (на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года), определенных в целом по виду объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2021 года определена как произведение площади объекта и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года на основании вышеупомянутого отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, увеличенной на индексы изменения цен во времени с 1 января 2016 года.
Таким образом, определение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года с использованием в качестве исходных данных величины рыночной стоимости, ранее определенной в отчете об оценке, выполненном в процессе оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на 01 января 2016 года, и проиндексированной по состоянию на 01 января 2018 года (индекс изменения цен составил 1, 08) и 01 января 2021 года (индекс изменения цен составил 1, 0712), не противоречит требованиям действующего законодательства.
В статье 4 Закона N 237-ФЗ определены принципы проведения государственной кадастровой оценки, согласно которым государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из административного искового заявления не усматривается и при рассмотрении административного дела не установлено, что решение Учреждения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости не соответствует каким-либо нормативным правовым актам.
Из содержания пункта 8.6. Методических указаний следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать результаты отчетов об определении рыночной стоимости, заключения экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
В связи с этим применение Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости отчета, на основании которого была установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года с ее последующей индексацией, не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки 2021 года Учреждением были использованы недостоверные сведения о земельном участке, при рассмотрении административного дела не установлено.
Расчет кадастровой стоимости представлен в материалы дела, отвечает критериям проверяемости; на наличи в расчете арифметических ошибок административный истец не ссылается.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, административный истец не лишен права пересмотреть кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2021 года по основанию установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение принято Учреждением в пределах предоставленных полномочий, без нарушения требований действующего законодательства и прав административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Автобытсервис" об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2023 года
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.