Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2684/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибур" об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибур" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит
- признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - Учреждение) от 18 августа 2022 года N 394/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:06:0004001:1065;
- обязать Учреждение устранить допущенные нарушения прав, исправить допущенную при определении кадастровой стоимости данного здания по состоянию на 01 января 2021 года ошибку в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", пересчитав кадастровую стоимость с учетом экспертного исследования, на основании которого установлена кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 января 2018 года судебным актом в размере 1 406 832 306 руб.; установить кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 525 006 219, 70 руб.
В обоснование требований административный истец указал на то, что является собственником здания с кадастровым номером 77:06:0004001:1065 по адресу: адрес; уплачивает налог на имущество организаций за здание исходя из его кадастровой стоимости.
В 2021 году административный ответчик провел государственную кадастровую оценку спорного здания; по ее результатам его кадастровая стоимость установлена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 2 257 831 966, 56 руб.
При определении кадастровой стоимости на 01 января 2021 года здание было отнесено к оценочной группе 15, подгруппе 15.8 "объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
Административный истец указывает на то, что по состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость здания была установлена в размере 1 406 832 306 руб. на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 года, которым было изменено решение Московского городского суда от 22 апреля 2020 года, но указанная кадастровая стоимость, которая определена в заключении эксперта, в расчете не применена; использована кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 января 2016 года, установленная вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 27 сентября 2017 года по результатам проведенной судебной экспертизы в размере 1 929 118 000 руб.
Не согласившись с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки; 18 августа 2022 года Учреждением принято оспариваемое решение, которым организации отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что ошибок не выявлено.
Административный истец полагает, что при отнесении объекта недвижимости к указанной оценочной подгруппе административному ответчику следовало учесть стоимость объекта недвижимости на 01 января 2018 года, установленную судом по результатам проведенной судебной экспертизы как наиболее близкую к стоимости на 01 января 2021 года, исходя из тенденций рынка недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представители; на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца, Учреждения и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (ст.ст. 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 Закона N 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи Закона N 237-ФЗ).
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства, земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
Согласно пункту 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:06:0004001:1065 по адресу: адрес; уплачивает налог на имущество организаций за здание исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость здания по состоянию на 1 января 2016 года была утверждена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП в размере 2 555 884 448, 79 руб.
Решением Московского городского суда от 27 сентября 2017 года кадастровая стоимость данного здания по состоянию на 01 января 2016 года установлена в размере 1 929 118 000 руб. на основании заключения судебной оценочной экспертизы ООО "Лаборатория Независимой оценки "Болари".
По состоянию на 01 января 2018 года кадастровая стоимость спорного здания была утверждена в размере 2 083 447 441, 57 руб.
На основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 года, которым было изменено решение Московского городского суда от 22 апреля 2020 года, кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 января 2018 года установлена в размере 1 406 832 306 руб. на основании заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом фио
В 2021 году административный ответчик провел государственную кадастровую оценку спорного здания; по ее результатам его кадастровая стоимость распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 установлена по состоянию на 01 января 2021 года в размере 2 257 831 966, 56 руб.
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении указанной кадастровой стоимости.
Решением Учреждения от 18 августа 2022 года принято оспариваемое административным истцом решение, которым организации отказано в удовлетворении заявления о пересчете кадастровой стоимости с указанием на то, что ошибок не выявлено. При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года здание было отнесено административным ответчиком к оценочной группе 15, подгруппе 15.8 "объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" с применением индексов изменения цен во времени; с учетом этого использована кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 января 2016 года, установленная вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 27 сентября 2017 года по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, - 1 929 118 000 руб.
Учреждением использован метод индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен 8% и 8, 37%, соответственно (на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года), определенных в целом по виду объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость здания на 1 января 2021 года определена как произведение площади объекта и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года на основании экспертного заключения о рыночной стоимости объекта недвижимости, увеличенной на индексы изменения цен во времени с 1 января 2016 года.
Таким образом, определение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года с использованием в качестве исходных данных величины рыночной стоимости, ранее определенной в заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, для определения кадастровой стоимости здания на 01 января 2016 года, и проиндексированной по состоянию на 01 января 2018 года (индекс изменения цен составил 1, 08) и 01 января 2021 года (индекс изменения цен составил 1, 0837), не противоречит требованиям действующего законодательства.
В статье 4 Закона N 237-ФЗ определены принципы проведения государственной кадастровой оценки, согласно которым государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из административного искового заявления не усматривается и при рассмотрении административного дела не установлено, что решение Учреждения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости не соответствует каким-либо нормативным правовым актам.
Из содержания пункта 8.6. Методических указаний следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать результаты отчетов об определении рыночной стоимости, заключения экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок.
В связи с этим применение Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости заключения эксперта, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года с ее последующей индексацией, не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки.
Обстоятельств того, что при проведении государственной кадастровой оценки Учреждением были использованы недостоверные сведения, при рассмотрении административного дела не установлено.
Расчет кадастровой стоимости представлен в материалы дела, отвечает критериям проверяемости; о наличии в расчете арифметических ошибок административный истец не ссылается.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, административный истец не лишен права пересмотреть кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2021 года по основанию установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение принято Учреждением в пределах предоставленных полномочий, без нарушения требований действующего законодательства и прав административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Сибур" об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей", обязании устранить допущенное нарушение отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2023 года
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.