Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Лоскутовой А.Е, при секретаре Назаренко А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Частной компании с ограниченной ответственностью "Гарденз фио" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22 и обязании устранить допущенные нарушения, -
Установил:
Представительство частной компании с ограниченной ответственностью "Гарденз фио" (далее ЧКОО "Гарденз фио") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22, обязании устранить допущенные нарушения, обеспечив исправление ошибок, допущенных при определении по состоянию на 01 января 2021г. кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069, 77:01:0003050:1058; 77:01:0003050:1000, 77:01:0003050:1008 в порядке, предусмотренном ст.21 ФЗ от 03 июня 2016г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", путем индексации кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018г. на основании решения Московского городского суда от 21 сентября 2020г. по делу N 3а-38/2020.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ЧКОО "Гарденз фио" является собственником следующих объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1069, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021г. определена в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1058, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021г. определена в размере сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003050:1000, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021г. определена в размере сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003050:1008, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021г. определена в размере сумма
Административный истец 24 ноября 2022г. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" c заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021г. Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22 заявителю было отказано в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021г. объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069 и 77:01:0003050:1058 были отнесены ГБУ "Центр имущественных платежей" к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", а объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1000 и 77:01:0003050:1008 к оценочной подгруппе 13.3 адрес, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
В данной ситуации, по мнению административного истца, кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть определена путем индексации кадастровой стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы по административному делу N 3а-38/2020 и установленной решением суда от 21 сентября 2020г, с применением индекса изменения цен + 8, 4% к кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069 и 77:01:0003050:1058 и применения индекса изменения цен + 7, 12% к земельным участкам с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1000 и 77:01:0003050:1008.
Представители ЧКОО "Гарденз фио" по доверенности фио и фио в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" фио против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители Департамента городского имущества адрес в суд не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела, ранее представили письменные пояснения по заявленным требованиям.
Представители Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Пунктами 23 и 24 статьи 21 данного Закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Действующее законодательство о кадастровой оценке связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости для проведения такой оценки.
При этом недостатки государственной кадастровой оценки могут быть устранены в том числе путем исправления ошибок в порядке статьи 21 Закона N 237-ФЗ, под которыми понимается несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Из указанной нормы следует, что для установления методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, действовавшие на дату оценки 01 января 2021 года, утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В силу пункта 1.3 указанных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости.
В рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.4 Методических указаний).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЧКОО "Гарденз фио" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069, 77:01:0003050:1058, земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1000, 77:01:0003050:1008, что подтверждается выписками из ЕГРН. (т.1 л.д.11-139, т.2 л.д.1-12)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021г. N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2021г." кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1069 определена в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1058 определена в размере сумма
Пунктами 206241 и 206244 приложения 2 к распоряжению Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021г. N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2021г." кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:01:0003050:1000 утверждена в размере сумма, с кадастровым номером 77:01:0003050:1008 в размере сумма Указанная стоимость установлена по результатам кадастровой оценки, проведенной ГБУ "Центр имущественных платежей".
Административный истец 24 ноября 2022г. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" c заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021г. (т.2 л.д.40-47)
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22 заявителю было отказано в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости. (т.2 л.д.50-52)
Из решения административного ответчика следует, что при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021г. объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069 и 77:01:0003050:1058 были отнесены ГБУ "Центр имущественных платежей" к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", а объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1000 и 77:01:0003050:1008 к оценочной подгруппе 13.3 адрес, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
В решении отражено, что расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" осуществляется на основании иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, с применением индексов изменения цен во времени.
Расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 13.3 адрес, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", осуществлялся методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени.
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Решением Московского городского суда от 21 сентября 2020г. по административному делу N3а-38/2020 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003050:1000, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2018г, в размере сумма, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003050:1008 в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1071 в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1070 в размере в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1069 в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:3486 в размере сумма, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003050:1058 в размере сумма. (т.2 л.д.32-32)
Как следует из пояснений административного ответчика и материалов дела, при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069, 77:01:0003050:1058 по состоянию на 01 января 2021 года, включенного в подгруппу 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" учреждением использован метод индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерам 77:01:0003050:1000, 77:01:0003050:1008 по состоянию на 01 января 2021г. определена путем отнесения к оценочной подгруппе 13.3 адрес, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки с применением индексов изменения цен во времени.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021г. была определена как произведение площади объектов недвижимости и удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в размере рыночной, увеличенного на индекс изменения цен между датой определения кадастровой стоимости в размере рыночной и датой проведения тура государственной кадастровой оценки.
Расчет кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1069, 77:01:0003050:1058 осуществлен методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки, с применением индекса изменения цен в размере + 8, 4%, определенного в целом по виду объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003050:1000 и 77:01:0003050:1008 осуществлен методом индивидуального расчета на основании результатов оспаривания государственной кадастровой оценки, с применением индекса изменения цен в размере +7, 12%, определенного в целом по виду объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 01 января 2021г. в качестве исходных данных была использована определенная на основании судебной оценочной экспертизы величина рыночной стоимости, установленная по состоянию на 01 января 2016г. (административное дело N 3а-0189/2018), с индексацией на даты определения кадастровой стоимости 01 января 2018г. и 01 января 2021г.
Оценив предоставленные доказательства, суд не находит основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22, обязании устранить допущенные нарушения, поскольку из содержания пункта 8.6 Методических указаний при проведении государственной кадастровой оценки для установления кадастровой стоимости следует, что при определении кадастровой стоимости возможно использовать как результаты отчетов об определении рыночной стоимости, так и заключений экспертов, при этом не указано - за какой период, предшествующий проведению очередной кадастровой оценки, могут быть использованы результаты иных оценок. В связи с этим, применение Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости результата судебной экспертизы, которой установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года с ее индексацией по состоянию на 1 января 2018 года и 1 января 2021 года не свидетельствует о нарушении Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки в 2021 году.
Необходимо отметить, что метод индексации прошлых результатов, предусмотренных пунктом 7.2.4 Методических указаний, используемый в рамках сравнительного подхода, Учреждением при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости административного истца, не применялся.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, решение которого по результатам рассмотрения заявления может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Оспариваемое решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, поскольку Учреждением использован способ индивидуальной оценки в рамках затратного подхода, основанного на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости с использованием метода, основанного на индексации иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявленных требований Частной компании с ограниченной ответственностью "Гарденз фио" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 07 декабря 2022г. N 550/22 и обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.