Судья Московского городского суда Моргасов М.М., с участием прокурора О.Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Рэбел Эппл" А.К.А. на постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 31 марта 2022 г., которым постановлено:
Признать ООО "Рэбел Эппл" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей
УСТАНОВИЛ:
Постановлением первого заместителя Хорошевского межрайонного прокурора г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Рэбел Эппл".
Материалы дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности в Хорошевский районный суд г.Москвы судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ООО "Рэбел Эппл" обратился в Московский городской суд с жалобой на указанное постановление судьи, ссылаясь на то, что действия ООО квалифицированы неверно, не учтен п.21 О бзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 от 17 февраля 2021 г, прокурорская проверка проводилась с нарушением установленного порядка, решение о проведении проверки N 251 от 26 октября 2021 г. необоснованно широко истолковано, протокол об административном правонарушении не был рассмотрен немедленно в нарушение ч.2 ст.28.4 КоАП РФ, постановление об административном правонарушении вынесено за пределами срока проверки.
В судебное заседание защитник ООО "Рэбел Эппл" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по почте по указанному в жалобе адресу, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав заключение прокурора О.Е.Ф, полагавшей вмененное правонарушение доказанным должным образом, выводы основанными на собранных по делу доказательствах и требованиях закона, п рихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Согласно ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 указанной нормы КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11, ч.1 и ч.3 ст. 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ и ндивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
По правилам СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" в редакции на момент выявления правонарушения, н астоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (п. 1.1).
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4.1).
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) (п. 4.4).
В настоящее время данный пункт изложен в новой редакции:
соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций
СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" утратили силу с 01 сентября 2021 г.
Аналогичные нормы приведены в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "О б утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 26 октября 2021 года, по адресу:.., ООО "Рэбел Эппл", по месту осуществления коммерческой деятельности ООО "Рэбел Эппл" - в помещениях по производству пищевой продукции, допущены нарушения действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COV I D-19, а именно:
не проводятся мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи новой коронавирусной инфекции: не представлены документированные данные, подтверждающие проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха - не проводится влажная обработка пола и контактных поверхностей с использованием дезинфицирующих средств, отсутствуют дезинфицирующие средства, обладающие вирулицидным действием, отсутствуют условия для обеспечения хранения дезинфицирующих средств, отсутствуют условия для приготовления рабочих растворов; отсутствует журнал учёта расхода дезинфицирующих средств; отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные излучатели закрытого типа (рециркуляторы) для обеззараживания воздуха помещений; не представлены сведения о прохождении сотрудниками обследований ПЦР на коронавирусную инфекцию, а так же сертификаты вакцинации (за исключением сертификата генерального директора); уборочный инвентарь не промаркирован; не организован централизованный сбор использованных СИЗ (отсутствует урна для сбора использованных СИЗ, полиэтиленовые пакеты), в санузлах отсутствуют антисептики для обработки рук; документы подтверждающие проведение работ по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха (договор, акт выполненных работ) не представлены, что является нарушением п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", ст.
24, ч. 1 и ч. 3 ст. 29, ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Действия ООО "Рэбел Эппл" квалифицированы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и вина ООО "Рэбел Эппл" в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются : постановлением прокурора о возбуждении дела, которое соответствует требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, сообщением прокуратуры города Москвы, учредительными документами юридического лица, актом по результатам проверки с фотоматериалами, которыми подтверждаются вышеуказанные выявленные нарушения, требованием прокурора об устранении нарушений.
Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, свидетельствуют о наличии вины ООО "Рэбел Эппл" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, нахожу, что требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда были полностью соблюдены.
Выводы судьи о виновности ООО "Рэбел Эппл" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в постановлении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО "Рэбел Эппл" в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене постановления судьи районного суда.
Назначенное ООО "Рэбел Эппл" административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере соответствует санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях ООО "Рэбел Эппл" состава вмененного ему административного правонарушения, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП Российской Федерации с учетом требований частей 2 и 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела не учтен п.21 О бзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 от 17 февраля 2021 г, являются несостоятельными, поскольку ю ридическим лицом допущено нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а не только нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности, в связи с чем деяние юридического лица подлежит квалификации по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении не был рассмотрен немедленно в нарушение ч.2 ст.28.4 КоАП РФ иного вывода по данному делу не влекут, поскольку срок составления протокола об административном правонарушении пресекательным не является.
Доводы о нарушениях при проведении проверки и при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела - нахожу несостоятельными, т.к. существенных нарушений при проведении проверки юридического лица должностным лицом прокуратуры не допущено, а в силу ст. 28.4 КоАП РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем, предмет проводимой проверки не имеет существенного значения при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Обжалуемое постановление судьи вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным, содержит сведения о нарушении закона, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Административное наказание назначено ООО "Рэбел Эппл" с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч.2 ст. 6. 3 КоАП РФ. При назначении наказания, судом учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, в ходе производства по делу об административных правонарушениях допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хорошевского районного суда г.Москвы от 31 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Рэбел Эппл" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.