Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу временно исполняющей обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО4 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N169 Санкт-Петербурга от 04.04.2022 N5-155/2022-169, решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.08.2022 N12-1077/2022, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Опарина Бориса Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N169 Санкт-Петербурга от 04.04.2022 N5-155/2022-169, оставленным без изменения решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.08.2022 N12-1077/2022, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Опарина Б.А. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, изъятый товар (шины) возвращены индивидуальному предпринимателю Опарину Б.А.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместитель главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО4, направившая материалы дела мировому судье на рассмотрение, просит об отмене приведенных судебных решений в части выводов о возвращении изъятого товара, приводя доводы об их незаконности, возвращении дела на новое рассмотрение, настаивая на неправильном применении норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Индивидуальный предприниматель Опарин Б.А, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражений на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 1 статьи 6.34 настоящего Кодекса.
Основанием для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя Опарина Б.А. дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в протоколе должностного лица выводы о том, что он, осуществляя деятельность по оказанию бытовых услуг и торговле по адресу: г. Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 14, к. 2, лит. Б, допустил реализацию и хранение автомобильных шин без нанесенных средств идентификации, установленных Правилами маркировки шин, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 "Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин", а именно - штрихового кода в формате Data Matrix, наносимого в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix".
Прекращая производство по делу, мировой судья судебного участка N169 Санкт-Петербурга и согласившаяся с ним вышестоящая судебная инстанция установили, что в соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.12 названного кодекса, составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения, начал исчисляться с 18.03.2021 и истек 18.03.2022.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.12 названного Кодекса, составляет 1 год.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя Опарина Б.А. дела об административном правонарушении, имели место 18.03.2021.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
За пределами срока давности привлечения к административной ответственности содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя Опарина Б.А. события административного правонарушения пересмотру и оценке по существу не подлежат.
Доводы заявителя о необоснованном возврате индивидуальному предпринимателю Опарину Б.А. автомобильных шин, которые по мнению должностного лица подлежат передаче в соответствующую организацию или уничтожению, не влекут удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 6, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N1958 "Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин" установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот шин без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке шин средствами идентификации, приобретение немаркированных средствами идентификации шин непосредственно у производителей и импортеров, а также вывод из оборота шин, маркированных средствами идентификации, без передачи сведений в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, допускается до 01.11.2020. При наличии по состоянию на 15.12.2020 нереализованных шин, введенных в оборот до 01.11.2020, до 01.03.2021 осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких шин средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением; до 15.12.2020 осуществляют маркировку средствами идентификации шин, ввезенных в Российскую Федерацию после 01.11.2020, но приобретенных до 01.11.2020, и представляют сведения о маркировке таких шин средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением. Оборот и вывод из оборота шин, не маркированных средствами идентификации, допускается до 15.12.2020.
Под маркированными шинами согласно Правилам маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении шин, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 понимаются - шины, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга.
Пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 31.12. 2019 N1958 "Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин" средство идентификации наносится на шины или на товарную этикетку шин методом, не допускающим отделения средства идентификации от шин или от товарной этикетки шин без повреждений, либо дополнительно внедряется в шины. Средство идентификации не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией.
Таким образом, после 15.12.2020 шины, немаркированные в соответствии с требованиями Правил, подлежали изъятию из оборота либо маркировке.
Между тем судебными инстанциями при рассмотрении дела установлено, что факт реализации и хранения автомобильных шин без нанесенных средств идентификации индивидуальным предпринимателем Опариным Б.А. материалами дела не подтвержден и административным органом не доказан, следовательно, ссылки должностного лица административного органа на приведенные выше нормы несостоятельны.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов в части решения вопроса об изъятых вещах не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные решения отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N169 Санкт-Петербурга от 04.04.2022 N5-155/2022-169, решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.08.2022 N12-1077/2022, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Опарина Бориса Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.