Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N22 по Санкт-Петербургу на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а - 5815/2022 по административному исковому заявлению Запевалова Г. С. к МИФНС России N22 по Санкт - Петербургу о признании незаконным отказа предоставить льготу, отменить начисление налога и вернуть излишне уплаченную сумму налога.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя МИФНС России N 22 по Санкт - Петербургу Давыдовой М.В, поддержавшей кассационную жалобу, возражения Запевалова Г.С, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Запевалов Г.С. обратился в Красносельский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением к МИФНС России N 22 по Санкт - Петербургу, в котором просил обязать административного ответчика предоставить льготу по начислению налога на гараж (кадастровый номер N, доля владения 1/726), отменить начисление налога, вернуть ему излишне уплаченную сумму налога в размере 9 465 руб, а также взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что является пенсионером, получающим пенсию по возрасту. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации он имеет право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, поскольку налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида, в том числе на гараж или машино-место. В августе 2018 года административным истцом подано заявление о предоставленной налоговой льготы на имущество физических лиц, а именно на машинно-место (гараж, кадастровый номер N, доля владения 1/726). В предоставлении льготы на гараж налоговым органом отказано. Отказ был мотивировал тем, что в сведениях, поступивших из Россрестра, этот вид собственности значится нежилым помещением и не является гаражом или машинно - местом. Административным истцом уплачены следующие налоги на этот объект в соответствии с налоговыми уведомлениями:
- 2 063 руб. по налоговому уведомлению N 78625399 от 7 ноября 2018 года;
- 1 031 руб. по налоговому уведомлению N 2529685 от 29 августа 2018 года;
- 3 712 руб. по налоговому уведомлению N 71634512 от 27 августа 2019 года;
- 2 659 руб. по налоговому уведомлению N 72656627 от 1 сентября 2020 года; всего - 9 465 руб.
25 апреля 2021 года, войдя в личный кабинет на сайте ФНС, административный истец узнал, что данный вид недвижимости числится уже как гараж, а не как нежилое помещение. 26 апреля 2021 года административный истец направил почтовым отправлением жалобу на решение МИФНС N 22 по Санкт - Петербургу об отказе в предоставлении льготы на гараж для направления в УФНС России по Санкт-Петербургу. Просил ему такую льготу предоставить. Ответом МИФНС N 22 N от 6 мая 2021 года административном истцу отказано в подтверждении права на предоставление льготы, так как стоимость гаража составляет более 300 миллионов рублей и в соответствии с пунктом 5 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации основания для применения льготы отсутствуют.
С указанными выводами административный истец не согласен, полагает, что имеет право на получение налоговой льготы в связи с владением парковочным местом.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2021 года в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от29 августа 2022 года, решение Красносельского районного суда Санкт- Петербурга от 21 октября 2021 года отменено. Признан незаконным отказ налогового органа в предоставлении льготы на гараж (кадастровый номер N, доля владения 1/726), суд обязал налоговый орган произвести перерасчет налога на имущество физических лиц в соответствии с имеющейся льготой за период с 2017 года по 2019 год.
МИФНС N 22 по Санкт - Петербургу подана кассационная жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на нарушения судом апелляционной инстанции норм материального права. Указали, что в соответствии с п. 5 ст. 407 НК РФ, налоговая льгота, установленная ст. 407 НК РФ не предоставляется в отношении объектов налогообложения кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей. При этом, полагают, что не предусмотрена возможность предоставления льготы на долю в праве общей долевой собственности.
В возражениях на кассационную жалобу административный истец просит оставить апелляционное определение без изменения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 29 ноября 2016 года между административным истцом и ЗАО "Балтийская жемчужина" заключен договор купли-продажи N39-3/Ф2/П/156, по условиям которого Продавец обязался передать в собственность административного истца долю в общей долевой собственности, равную 1/726 на нежилое помещение 1-н с кадастровым номером N и площадью 25306, 1 кв.м - Паркинг, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Адмирала Трибуца, д.10, лит.А. Доля в праве общей долевой собственности на Паркинг соответствует 1 (одному) парковочному месту с N516. Парковочное место предназначено для парковки легкового транспортного средства без прицепа. Границы парковочного места обозначаются на плане, являющемся приложением к Акту приема-передачи.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в Федеральную налоговую службу, объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 25306, 1 кв.м с кадастровой стоимостью 643 541 595 руб. 89 коп, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Адмирала Трибуца, д. 10, лит.А, пом. 1Н, числится как нежилое помещение.
В отношении Запевалова Г.С. МИФНС России N 22 по Санкт- Петербургу сформированы следующие налоговые уведомления:
- 71634512 от 27 августа 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год на сумму 3 712 руб. в отношении объекта: гаражи, кадастровый номер N, адрес: Санкт-Петербург, ул. Адмирала Трибуца, д. 10, 1-Н, кадастровая стоимость 2 041 803 445 руб, доля в праве 1/726;
- 25229685 от 29 августа 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год на сумму 1 031 руб. в отношении объекта: иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер N, адрес: Санкт-Петербург, ул. Адмирала Трибуца, д. 10, 1-Н, кадастровая стоимость 2 041 803 445 руб, доля в праве 1/726;
-78625399 от 7 ноября 2018 года о перерасчете налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению25229685;
- 72656627 от 1 сентября 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год на сумму 2 659 руб. в отношении объекта: гаражи, кадастровый номер N, адрес: Санкт-Петербург, ул. Адмирала Трибуца, д. 10, 1-Н, кадастровая стоимость 643 541 595 руб, доля в праве 1/726.
Судами установлено, что начисленные суммы налога административным истцом оплачены, 26 апреля 2021 года Запевалов Г.С. направил в МИФНС N 22 обращение о том, что ему необоснованно отказано в предоставлении налоговой льготы, как пенсионеру, являющемуся сособственником доли гаража, в котором он имеет машино - место, поскольку нежилое помещение согласно данным самой налоговой инспекции зарегистрировано как гараж, стоимость принадлежащей 1/726 доли в гараже составляет 886420, 93 руб. Просил предоставить такую льготу.
Из ответа Инспекции от 6 мая 2021 года следует, что, поскольку стоимость гаража как самостоятельного объекта недвижимости превышает 300 млн. рублей, то основания для предоставления налоговой льготы отсутствуют. Разъяснено право выделить в натуре долю в гараже посредством определения его границ, а также зарегистрировать право собственности на него.
Согласно представленному в материалы дела ответу Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 28 мая 2021 года Запеваловой И.Г. (супруге Запевалова Г.С.) сообщено, что в налоговый орган Управлением Росреестра по Санкт - Петербургу предоставлены сведения о том, что административный истец является собственником нежилого помещения. Доля налогоплательщика в праве общей собственности на нежилое помещение не выделена в натуре и не зарегистрирована в установленном Федеральным законом N218-ФЗ порядке в качестве самостоятельного объекта недвижимости "машино-место" или "гараж". В отсутствие сведений о регистрации права собственности на объект права "машино - место" налоговый орган правомерно отказал налогоплательщику в праве на предоставление льготы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган располагал сведениями о том, что административный истец является собственником доли в нежилом помещении, выдел указанной доли в натуре в качестве машино-места не произведен, ввиду чего именование объекта налогообложения как гаража не имеет правового значения для оценки правомерности действий налогового органа.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, апелляционная инстанция указала на то, что отсутствие зарегистрированного выделенного конкретного машино -места в гараже само по себе не лишает собственника такого машино - места права на получение налоговой льготы.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу положений подпункта 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Согласно положений пункта 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: гараж или машино-место (пункт 4 статьи 407 Налоговго кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334- ФЗ), налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении имущества, признанного объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в отношении гаражей и машино-мест налоговая ставка установлена в размере 0, 3 % от кадастровой стоимости объекта налогообложения, для прочих объектов - 0, 1%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
При этом, в соответствии с пунктом 11 статьи 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.
Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
ФНС России в письме от 19 июня 2018 года N БС-4-21/11702@ "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении автостоянки" рассмотрела вопрос обложения налогом на имущество физических лиц объекта, имеющего наименование "автостоянка" и обратила внимание на два момента:
- пункт 1 статьи 401, пункт 2 статьи 406, пункт 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации объект с наименованием "автостоянка" не выделен в самостоятельный вид объекта налогообложения и в связи с этим может относиться к "прочим" объектам налогообложения по налогу;
- для объектов с наименованием "автостоянка" допускается применять установленные главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации условия налогообложения для вида объектов "машино-место", если сведения, полученные налоговым органом, свидетельствуют о наличии в ЕГРН хотя бы одной характеристики данного объекта в качестве машино - места (например, вид или дополнительное наименование с указанием слова "машино-место", адрес с номером машино - места и т.п.).
Из указанного следует, что при обложении налогом объекта недвижимости в качестве машино-места налоговый орган исходит из следующего:
- объект является машино-местом, если в информации из ЕГРН так или иначе упоминается данное наименование;
- объект является машино-местом, если в информации из ЕГРН не видно, что объект является машино-местом, но он по своим техническим характеристикам соответствует ему.
При этом, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 1 января 2017 года, в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в силу статьи 1 которого машино - места являются объектами недвижимости, государственный кадастровый учет которых и государственная регистрация прав на которые осуществляются в порядке, установленном Законом о недвижимости.
В соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение машино - места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо который был создан или создается на основании заключенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договора участия в долевом строительстве или иного договора и права на который не зарегистрированы, признается машино?местом. Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в настоящей части. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления. Границы указанного в настоящей части объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 315- ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что правообладатель объекта недвижимости, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, отсутствие зарегистрированного выделенного конкретного машино-места в гараже само по себе не лишает собственника такого машино - места права на получение налоговой льготы.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что данная позиция суда апелляционной инстанции, с учетом установленных обстоятельств по делу и представленных сторонами доказательств, является правильной.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами суда апелляционной инстанции и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны, направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене судебного постановления, предусмотренными ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено. Суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а - 5815/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России N22 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 29 августа 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.