Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шляхтина В. В.ча на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а-937/2022, по административному исковому заявлению Шляхтина В. В.ча об о признании незаконным решения совета депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 23.09.2021 года N 161 "Об избрании главы муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Шляхтина В.В, его представителя - Номерова В.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, администрации этого муниципального образования - Терешенковой А.С, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шляхтин В.В. обратился в суд с административным иском, указав в обоснование своих требований, что является депутатом Совета депутатов МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области 4 созыва. 23.09.2021 г..на внеочередном заседании Совета депутатов состоялось избрание главы МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской.Решением N 161 от 23.09.2021 г..главой МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской избрана Котовицкая В.С. Процедура избрания главы МО Совета депутатов установлена требованиями ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Областного закона 1-03 "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области", Уставом муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Регламентом совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Полагает, что решение N 161 от 23.09.2021 г.."Об избрании главы МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" является незаконным, в связи с тем, что в нарушение требований Регламента совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, ему, как и остальным депутатам (Седакову А.С, Бондареву Д.В, Козьмину И.А, Климову А.М, Алексееву Б.А.) не прислали повестку заседания и проекты решения совета депутатов, назначенного на 23.09.2021 г, в установленные законом сроки. О заседании Совета депутатов его уведомили 22.09.2021 г, при этом, не было письменно разъяснено о том, что предлагаемые к рассмотрению вопросы необходимо рассмотреть срочно, не было приведено письменное обоснование срочности их рассмотрения.
Также, на заседании совета депутатов вопрос об избрании главы муниципального образования рассматривался в повестке разное, а не в основной повестке, в нарушение требований ч. 1 ст. 22 Регламента и ч. 1 ст. 43 131-ФЗ. Проведение заседания совета депутатов без должного уведомления за пять календарных дней лишило его возможности выдвигать свою кандидатуру на должность главы муниципального образования и выражать мнение по обсуждаемым вопросам, чем нарушило его права и права его избирателей. В связи с отсутствием срочности вопроса об избрании главы муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 2 Областного закона 1-03, данный вопрос можно было рассмотреть на ближайшем заседании Совета. В связи с чем административный истец просит признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 23.09.2021 года N 161 "Об избрании главы муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области".
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2022 года административные исковые требования удовлетворены. Решение Совета депутатов МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 23.09.2021 г. N 161 "Об избрании главы МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области" признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного муниципального образования осуществляются сходом граждан, муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно положениям ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" глава городского поселения, в состав территории которого не входит административный центр муниципального района, глава сельского поселения избирается советом депутатов муниципального образования из своего состава, либо на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования либо возглавляет администрацию муниципального образования.
Порядок избрания и место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Кандидаты на должность главы муниципального образования выдвигаются на заседании совета депутатов муниципального образования депутатами, группами депутатов (фракциями) совета депутатов муниципального образования, а также в порядке самовыдвижения (ч. 4).
Голосование проводится по каждой выдвинутой кандидатуре на должность главы муниципального образования, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования (ч. 5).
Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной численности депутатов совета депутатов муниципального образования (ч. 6).
В соответствии со ст. 39 Устава МО Вырицкого городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.11.2005 N 19, глава поселения избирается депутатами совета депутатов из своего состава. Глава поселения избирается голосованием в соответствии с регламентом совета депутатов поселения. Избранным на должность главы поселения считается кандидат, набравший более половины голосов от установленной настоящим уставом численности депутатов совета депутатов.
Статьей 33 Устава МО Вырицкого городского поселения определено, что совет депутатов состоит из 15 депутатов. Полномочия председателя представительного органа исполняет глава поселения. Заседания созываются главой поселения не реже одного раза в два месяца. Внеочередные заседания
созываются главой поселения по собственной инициативе, по инициативе главы администрации и по инициативе не менее одной трети депутатов совета депутатов.
Срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел совета депутатов при проведении очередных заседаний определяются Регламентом совета депутатов. Заседание совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии с п. 14 ст. 13 Регламента совета депутатов Вырицкого городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов от 08.07.2021 г. N 151, решение о проведении внеочередного заседания совета депутатов МО глава МО доводит до сведения всех депутатов совета депутатов МО вместе с проектом повестки дня заседания совета депутатов проектами муниципальных правовых актов не позднее, чем за два внеочередного заседания совета депутатов МО. В исключительных случаях указанный срок по решению председателя совета депутатов МО может быть сокращен.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не был уведомлен надлежащим образом о рассмотрении на заседании Совета депутатов вопроса об избрании главы муниципального образования. Кроме того, суд счел установленным факт нарушения порядка голосования и подсчета голосов, полагая, что бывший глава МО Вырицкого городского поселения Белов О.В. в связи с избранием депутатом Законодательного собрания Ленинградской области и досрочным прекращением его полномочий главы МО Вырицкое городское поселение не вправе был принимать участие на заседании Совета депутатов 23.09.2021 г. в голосовании за кандидатуру на должность главы муниципального образования.
Однако такие выводы суда являются ошибочными и не могут быть признаны соответствующими закону.
Из материалов дела следует, что 21.09.2021 г. в Совет депутатов МО Вырицкое городское поселение поступило заявление от главы МО Вырицкое городское поселение Белова О.В. о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования - председателя Совета депутатов по собственному желанию в связи с избранием депутатом Законодательного Собрания Ленинградской области.
В повестку заседания Совета депутатов, назначенного на 23.09.2021г, предложены к рассмотрению два вопроса: о рассмотрении протеста Гатчинской городской прокуратуры и разное (л.д. 92).
Как усматривается из протокола заседания Совета депутатов от 23.09.2021 г. на заседании присутствовали 15 депутатов МО Вырицкого городского поселения: Белов О.В, Абрамов В.Ю, Сорока И.П, Курова М.В, Котвицкая В.С, Федорова О.В, Козьмин И.А, Бондарев Д.В, Шляхтин В.В, Седаков А.С, Шевакова С.В, Алексеев Б.А, Климов А.М, Шевченко М.П, Антуфьев Е.Н.
После открытия заседания Совета депутатов председательствующий озвучил повестку, предложил в вопросы "Разное" включить вопросы о досрочном прекращении полномочий старосты деревни Озерешко Белова О.В, об отставке по собственному желанию главы муниципального образования Вырицкого городского поселения Белова О.В, об избраний главы муниципального образования Вырицкого городского поселения.
Из 15 депутатов, присутствующих на заседании, за предложенную повестку проголосовали 9 депутатов - "за", 6 депутатов - "против".
При голосовании по вопросу отставки по собственному желанию главы МО Вырицкое городское поселение Белова О.В. 14 депутатов проголосовали "за", 1 - воздержался.
После сложения полномочий главы муниципального образования Беловым О.В, заседание Совета депутатов продолжила вести заместитель главы муниципального образования Котвицкая В.С, предложившая свою кандидатуру на должность главы муниципального образования.
При этом депутат Абрамов В.Ю. в порядке самовыдвижения предложил свою кандидатуру на должность главы муниципального образования.
При голосовании по вопросу избрания главы муниципального образования Вырицкое городское поселение" за кандидатуру Котвицкой В.С. проголосовали 9 депутатов; против её кандидатуры проголосовали 6 депутатов.
Депутат Абрамов В.Ю. снял свою кандидатуру с голосования.
В голосовании по кандидатуре на должность главы муниципального образования правомерно принял участие Белов О.В, поскольку являлся 23.11.2021 г. депутатом Совета депутатов муниципального образования Вырицкого городского поселения.
Таким образом, за избрание Котвицкой В.С. на должность муниципального образования Вырицкого городского поселения проголосовало более 50% депутатов от установленной численности Совета депутатов.
Доводы административного истца о том, что ненадлежащим образом направлено уведомление о дате и времени проведения внеочередного заседания Совета депутатов, не доведены до сведения депутатов включенные в повестку дня заседания вопросы, не представлены проекты решений по данным вопросам, судебная коллегия отклоняет, как не имеющие существенного значения в рассматриваемом случае правоотношений.
Главой муниципального образования приняты надлежащие меры к уведомлению депутатов о дате и времени заседания Совета депутатов.
23.11.2021 года Совет депутатов проводил заседание в полном составе от установленной численности, присутствовали 15 депутатов.
Главе муниципального образования предоставлено право в исключительных случаях сократить срок организации проведения внеочередного заседания Совета депутатов, установленный п.14 ст. 13 Регламента.
Доведение до сведения депутатов повестки дня заседания вопроса "Разное" без конкретизации соответствует требованиям ст. 22 Регламента Совета депутатов, пунктом 1 которой предусмотрено, что повестку дня заседания совета депутатов составляется из основных вопросов и разное. При этом в "разное" включаются вопросы организации деятельности депутатов и совета депутатов, вопросы, не требующие предварительной проработки в Совете депутатов, а также заявление депутатов.
В данном случае необходимо было рассмотреть поступившее в Совет депутатов заявление главы муниципального образования Белова О.Б. о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, после чего избрать нового главу МО, что соотносится с вопросами организации деятельности совета депутатов, кадровыми вопросами.
Кроме того, за утверждение предложенной повестки дня на заседании проголосовали 9 депутатов, то есть более 50% от установленной численности депутатов Совета депутатов.
Доводы административного истца о том, что, не имея информации о рассмотрении на предстоящем внеочередном заседании вопроса об избрании главы муниципального образования, он не имел возможности выдвинуть свою кандидатуру на эту должность, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Исходя из частей 4 и 5 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 11.02.2015 N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области", принимая участие в заседании Совета депутатов, депутат Шляхтин В.В. не был лишен возможности предложить свою кандидатуру на должность главы муниципального образования в порядке самовыдвижения и поставить данный вопрос на голосование.
Так, как усматривается из протокола заседания, данное право было реализовано депутатом Абрамовым В.Ю, предложившим свою кандидатуру на должность главы муниципального образования.
В соответствии с положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.|
При рассмотрении дела не установлено, что решением совета депутатов МО Вырицкое городское поселение от 23.09.2021 г. N 161 "Об избрании главы муниципального образования" нарушены права Шляхтина В.В.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции было правомерно отменено судебной коллегией по административным делам Ленинградского областного суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а-937/2022, по административному исковому заявлению Шляхтина В. В.ча об о признании незаконным решения совета депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва от 23.09.2021 года N 161 "Об избрании главы муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области", оставить без изменения, кассационную жалобу Шляхтина В. В.ча - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.