Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Сметанина А. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2022 года по административному делу N 2а-3625/2022, по административному исковому заявлению Сметанина А.В. к начальнику Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации филиала "Западный", Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации филиала "Западный" о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сметанин А.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к начальнику ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО Российской Федерации филиала "Западный", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России филиала "Западный", в котором просил признать незаконным решение начальника ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России филиала "Западный" в форме ответа от 15 марта 2022 года N, бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию решения о выделении Сметанину А.В. и членам его семьи денежных средств для обеспечения жилым помещением в форме жилищной субсидии в кратчайшее время.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил обязать начальника Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации филиала "Западный" повторно рассмотреть вопрос и принять решение о выделении Сметанину А.В. и членам его семьи денежные средства для обеспечения жилым помещением в форме жилищной субсидии в кратчайшее время.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 февраля 2022 года направил в адрес административного ответчика заявление, в котором просил выплатить денежные средства жилищной субсидии в кратчайшие сроки, провести проверку правильности выделения бюджетных средств, поступивших на указанные выплаты в уполномоченные органы, кроме того представить ответы по вопросу формирования и начисления жилищной субсидии. Как указывает административный истец, оспариваемый ответ от 15 марта 2022 года дан не по существу его обращения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2022 года, в удовлетворении требований Сметанину А.В. отказано.
В кассационной жалобе Сметанина А.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2022 года, поданной 13 января 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 января 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильной правовой оценкой предоставленных доказательств, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, и принятии по делу нового решения, удовлетворив требования административного искового заявления в полном объеме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением начальника отдела N 3 (Калининград) ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ от 25 января 2018 года N Сметанин А.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в единый реестр военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) в составе семьи: супруга Сметанина Е.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты". Дата принятия на учет - 16 ноября 2017 года.
Приказом командира 336 отдельной гвардейской бригады морской пехоты Балтийского флота по личному составу от 30 июля 2018 года N34 Сметанин А.В. уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы по подпункту "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
15 февраля 2022 года Сметанин А.В. обратился в ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ филиал Западный с заявлением, в котором просил выплатить денежные средства в кратчайшее время, провести проверку правильности выделения бюджетных средств поступивших на выплаты жилищной субсидии в уполномоченные органы, предоставить ответ о том поступала ли и какая конкретно информация о доведении лимитов бюджетных обязательств до соответствующего управления по перечислению жилищной субсидии с датой ее поступления; принималось ли решение о предоставлении Сметанину А.В. и членам его семьи жилищной субсидии, в случае отрицательного ответа указать причину и планируемую дату принятия решения; имеется ли дополнительные требования органа жилищного обеспечения о предоставлении каких-либо документов, обновленных справок; имеется ли контроль за организацией очередности нуждающихся в жилищной субсидии, правильности очередности ее движения и чем она подтверждена; есть ли учет выслуги лет в целях скорейшего выделения жилищной субсидии и возможные нарушения в распределении субсидии с учетом даты признания нуждающимся с 16 ноября 2017 года.
Согласно ответу от 15 марта 2022 года N184/12/3430 заместителя начальника филиала "Западный", по состоянию на 9 марта 2022 года Сметанин А.В. включен в единый реестр военнослужащих, принятых на учет, нуждающихся в жилых помещениях: дата признания нуждающимся - 16 ноября 2017 года; состав семьи - 4 человека; форма обеспечения - жилищная субсидия на строительство или приобретение жилого помещения в избранном месте жительства (г. Калининград); право на дополнительную площадь - не имеется; норма предоставления жилого помещения: 72, 00 кв.м.
Кроме того разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" (далее также - Порядок предоставления субсидии) жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 17 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим- гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди. Согласно пункту 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" лицам, указанным в абзацах первом и третьем настоящего пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.
Сметанину А.В. сообщено, что такого право на обеспечение его жилищной субсидией во внеочередном порядке в филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" он не имеет, поскольку документы об указанном не поступали.
В целях реализации права на жилищное обеспечение лимиты бюджетных ассигнований распределяются ФГАУ "Росжилкомплекс" и его филиалам пропорционально количеству нуждающихся в жилищной субсидии.
За счет выделенных бюджетных ассигнований жилищной субсидией в территориальном отделе "Калининградский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" было обеспечено: в 2018 году - 1 798 внеочередников с датой постановки до 2018 года и 4 005 очередников с датой постановки до 2015 года; в 2019 году - 1 714 внеочередников с датой постановки до 2019 года и 3 546 очередников с датой постановки по 2016 год; в 2020 году - 1 884 внеочередника с датой постановки по 2020 год и 2 956 очередников с датой постановки 2016 год; в 2021 году - 1 541 внеочередник с датой постановки до 2021 года и 2 847 очередников с датой постановки 2016 год; за первое полугодие 2022 года - 1 050 внеочередник с датой постановки по 2022 год и 279 очередников с датой постановки до 22 декабря 2016 года.
По состоянию на текущую дату номер Сметанина А.В. среди военнослужащих, состоящих в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, - 8 802 (с учетом имеющих право на внеочередное обеспечение).
Разрешая административное дело, суд первой инстанции установил, что сторона административного ответчика не оспаривает право административного истца на улучшение жилищных условий в порядке очередности, вместе с тем решение о выплате административному истцу жилищной субсидии может быть принято лишь после обеспечения такой субсидией лиц, принятых на учет до Сметанина А.В, при этом сторона административного ответчика от исполнения своих обязанностей не уклоняется, в связи с чем в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказал.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного решения не установила.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с Жилищным кодексом другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств Федерального бюджета.
Предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем.
В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок предоставления жилищной субсидии также предусматривает аналогичный порядок.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, разъяснено, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.
Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суды проанализировали представленные административным ответчиком сведения о количестве лиц, состоящих на учете и подлежащих обеспечению жилыми помещениями до Сметанина А.В.
Установлено, что до административного истца на очереди состоит 8 801 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым Сметанин А.В. каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет, что доводами кассационной жалобы не опровергается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неисполнение обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения Сметанину А.В. является длящимся нарушением его жилищных прав не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда, поскольку в силу приведенных положений жилищного законодательства, части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно и с достаточной полнотой.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нормы материального права при установленных обстоятельствах дела применены судами правильно.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не выявлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сметанина А. В. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.