Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Недорезова С. Ю. на решение Псковского городского суда Псковской области от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 27 октября 2022 года по административному делу N 2а-2521/2022, по административному исковому заявлению Недорезова С. Ю. к Псковской таможне о признании уведомления о неоплаченных таможенных платежей незаконным, обязании отменить уведомление и снять транспортное средство с таможенного контроля.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Псковской таможни Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления - Минаевой Ю.С, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Недорезов С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, дополненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), к Псковской таможне о признании уведомления о неоплаченных таможенных платежах незаконным, обязании отменить уведомление и снять транспортное средство с таможенного контроля. В обоснование заявленных требований указано, что 05 февраля 2016 г. Недорезов С.Ю. временно ввез на территорию Таможенного союза (далее ТС) на срок до 04 февраля 2017 г. транспортное средство "Mercedes-Benz С180", VIN- N, регистрационный номер N г. выпуска.
01 декабря 2016 г. истец обратился в дежурную часть ОМВД России по Истринскому району по факту хищения принадлежащего ему автомобиля. На постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 26 апреля 2022 г. административным истцом подана жалоба.
В связи с хищением транспортное средство в установленный таможенным органом срок не было вывезено с таможенной территории ТС.
13 апреля 2019 г. Недорезов С.Ю. обратился в Псковскую таможню с заявлением, в котором просил снять с контроля временного ввоза автомобиль по причине его угона. Псковской таможней в адрес административного истца было направлено уведомление от 13 августа 2021 г. N19-16/31280 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 701 472, 31 руб. Поскольку до настоящего времени автомобиль не найден, то его вывоз с таможенной территории Российской Федерации невозможен по независящим от административного истца обстоятельствам.
20 октября 2021 г. Недорезов С.Ю. обратился в Северо-Западное таможенное управление с заявлением, в котором просил отменить уведомление Псковской таможни от 13 августа 2021 г. N19-16/31280 о неуплаченных в установленных срок таможенных платежей на сумму 701 472, 31 руб. и снять транспортное средство с таможенного контроля.
В адрес административного истца таможенным органом было направлено уведомление от 21 января 2022 г. N N о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в сумме 719 302, 28 руб.
Считая, что имеются обстоятельства, исключающие обязанность административного истца по уплате таможенных платежей в отношении временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС для личного использования транспортного средства, Недорезов С.Ю. просит признать незаконным уведомление Псковской таможни от 21 января 2022 г. N/ N о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в сумме 719 302, 28 руб, обязать Псковскую таможню отменить данное уведомление и снять с таможенного контроля автомобиль "Mercedes-Benz С180", VIN- N, р.н. N, 1998 г. выпуска.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 27 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска Недорезова С.Ю. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05 февраля 2016 г. Недорезов С.Ю, следуя из Германии в Российскую Федерацию через таможенный пост N Бурачки Псковской таможни, временно ввез на таможенную территорию ТС транспортное средство "Mercedes-Benz С180", VIN- N, регистрационный номер N 1998 г. выпуска, на срок временного ввоза до 04 февраля 2017 г. на основании пассажирской таможенной декларации N/ N.
Однако в установленный срок до 04 февраля 2017 г. указанное транспортное средство не было вывезено Недорезовым С.Ю. с таможенной территории ТС.
01 декабря 2016 г. в дежурную часть ОМВД России по Истринскому району Московской области поступило заявление Недорезова С.Ю. по факту пропажи принадлежащего ему автомобиля "Mercedes-Benz С180".
Согласно объяснениям Недорезова С.Ю, которые он дал в отделении внутренних дел в ходе проверки его заявления, вышеуказанный автомобиль приобретен им в 2015 г. в Германии, приехал из Германии в Россию в феврале 2016 г. 18 ноября 2016 г. около 15-16 ч. Недорезов С.Ю. выехал из д. "адрес" и направился в сторону д. Дубровское Костромского сельского поселения к месту своего временного проживания. Проезжая под мостом трассы М9 "Балтия", он заметил, что из глушителя пошел белый дым и автомобиль начал терять скорость и заглох. В связи с чем, он остановил автомашину на обочине дороги приблизительно в 10 м от моста, закрыл ее на нейтральный замок, т.к. автомобильной сигнализацией транспортное средство не было оборудовано, и направился пешком в сторону своего временного проживания в д. Дубровское. Для прохождения курса лечения Недорезов С.Ю. должен был вылететь в Германию 24 ноября 2016 г. Однако почувствовал ухудшение состояния здоровья после того, как 18 ноября 2016 г. прошел пешком, поэтому принял решение вылететь в Германию в этот же день (18 ноября 2016 г.), что им и было сделано. 21 или 22 ноября 2016 г. Недорезов С.Ю. позвонил Олегу Сироте и попросил его проверить, находится ли оставленный им после поломки автомобиль у моста. Ориентировочно 23 ноября 2016 г. в ходе телефонного разговора Олег Сирота сообщил ему, что автомобиль возле моста отсутствует. Недорезов С.Ю. полагал, что автомобиль отвезен сотрудниками полиции на штрафстоянку. 28 ноября 2016 г. Недорезов С.Ю. вернулся из Германии и в связи с занятостью не сразу сообщил об угоне автомобиля в полицию. После того, как съездил на место оставления автомобиля и, убедившись, что его там нет, обратился в полицию с заявлением 01 декабря 2016 г.
По данному заявлению Недорезова С.Ю. отделом внутренних дел неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись.
26 апреля 2022 г. и.о. дознавателя У/О ОМВД России по городскому округу "адрес" Гуленковым В.Н. по заявлению Недорезова С.Ю. о хищении автомобиля (КУСП N36272 от 01 декабря 2016 г.) вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления на основании пункта 1 части 1 статьи 24, статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
13 апреля 2019 г. Недорезов С.Ю. обратился в Псковскую таможню с заявлением, в котором сообщил, что в связи с угоном транспортного средства не представляется возможным его вывести с территории ТС, заявление в полицию подано 01 декабря 2016г, в связи с чем просил снять автомобиль с таможенного учета временного ввоза.
29 июля 2021 г. по результатам проведенного таможенного контроля Псковской таможней принято решение о выявлении нарушений Недорезовым С.Ю. условий временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства "Mercedes-Benz С180" для личного использования, на основании которого произведен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа.
11 августа 2021 г. вынесено уведомление N/ N о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 701 472, 31 руб, из них 534 008, 68 руб. таможенные платежи и пени в размере 167 463, 63 руб, со сроком добровольной уплаты - не позднее 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления.
Решением Северо-Западного таможенного управления от 27 декабря 2021 г. N15-02-19/219 действия Псковской таможни по направлению указанного уведомления признаны неправомерными в связи с тем, что сумма пеней в нем указана неверно, и возложена обязанность принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.
20 января 2022 г. начальником таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни принято решение о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, произведен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа.
21 января 2022 г. вынесено уведомление N/ N о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 719 302, 28 руб, из них 534 008, 68 руб. таможенные платежи и пени в размере 185 293, 60 руб, со сроком добровольной уплаты - не позднее 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления.
В добровольном порядке административном истцом требование, содержащееся в указанном уведомлении Псковской таможни от 21 января 2022 г, не исполнено.
Отказывая в удовлетворении заявленных Недорезовым С.Ю. требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается, что нарушение требований о вывозе в установленный срок транспортного средства вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля Недорезова С.Ю.
Суд учел, что транспортное средство, не оборудованное специальными средствами сигнализации, было оставлено истцом на длительный срок на обочине автотрассы М9 "Балтия" без присмотра, что указывает на отсутствие должной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях сохранности имущества и надлежащего исполнения таможенных обязанностей, а также принятии для этого всех возможных мер (помещение на охраняемую стоянку, вызов эвакуатора, оснащение специальными средствами сигнализации, иные меры).
Кроме того, суд первой инстанции указал, что административный истец, зная о пропаже автомобиля, более недели не предпринимал действий для его поиска, с соответствующим заявлением обратился в органы полиции только 01 декабря 2016 г, хотя узнал о хищении 21 или 22 ноября 2016 г, таможенные органы поставил в известность о факте хищения транспортного средства только 15 апреля 2019 г.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что оспариваемое уведомление от 21 января 2022 г. N/ N о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 719 302, 28 руб. является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку оно основано на нормах действующего законодательства и исследованных в судебном заседании обстоятельствах дела.
На момент пересечения таможенной границы ТС порядок перемещения физическими лицами транспортных средств регулировался ТК ТС и Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение).
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 ТК ТС).
Исходя из данных правовых норм, транспортное средство "Mercedes- Benz Cl80", регистрационный номер N, находилось под таможенным контролем с момента ввоза на таможенную территорию ТС; в связи с невывозом данного транспортного средства с таможенной территории ТС у декларанта возникла обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.
Частью 6 статьи 358 ТК ТС также установлено, что в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (подпункт 3 пункта 2 статьи 80 ТК ТС).
В силу статьи 14 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 года (действовавшем до 1 января 2018 года) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
01 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 444 ТК ЕАЭС данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Положения пункта 6 вышеуказанной нормы предусматривают, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории ЕАЭС в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.
Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения) (пункт 5 статьи 264 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС регламентировано, что в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах 4, 5 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления.
При этом, судам необходимо выяснять условия выбытия транспортного средства из владения субъекта таможенных правоотношений, проверять, действительно ли нарушение требования о вывозе в установленный срок транспортного средства вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне его контроля, проявил ли он должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях сохранности имущества, обращался ли в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, в том числе наличие ранее фактов угона (хищений) ввозимых им транспортных средств.
Таким образом, сам по себе факт хищения транспортного средства, в результате которого невозможен его обязательный вывоз в установленный срок, в силу закона не является основанием для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин; учету подлежат и иные обстоятельства (в числе прочих и субъективного характера), связанных с выбытием транспортного средства из владения декларанта, а также характеризующие последнего.
В то же время анализ обстоятельств хищения автомобиля, принадлежащего истцу, не свидетельствуют о том, что истец действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с его стороны к этому были приняты все меры.
Так, автомобиль не был оборудован специальными средствами сигнализации, и, несмотря на это, Недорезов С.Ю. на длительное время оставил транспортное средство на обочине автотрассы М9 "Балтия" без присмотра, уехал на значительное расстояние за пределы Российской Федерации, не озаботился при этом принять какие-либо меры к сохранности автомобиля (не поместил на охраняемую стоянку, не установилдополнительные противоугонные системы, не эвакуировал автомобиль и др.).
Все это объективно свидетельствует о том, что нарушение административным истцом таможенных правил не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данного субъекта таможенных отношений препятствиями, находящимися вне его контроля; нельзя вышеозначенное самонадеянное поведение собственника рассматривать и как то, что он действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с его стороны к этому были приняты все меры; оснований полагать, что в связи с приведенными заявителем обстоятельствами обязанность Недорезова С.Ю. по уплате таможенных пошлин прекращена, не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таможенный орган обязан направить уточнение к уведомлению при изменении размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, указанных в уведомлении (уточнении к уведомлению), после направления уведомления (уточнения к уведомлению) (пункт 4 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ).
В силу пункта 15 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (пункт 19 статьи 73 ФЗ N 289-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 74 ФЗ N 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом, в т.ч. расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 2); факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля (пункт 3); расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, заполняются не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля (пункт 4).
Псковской таможней данные требования закона соблюдены: 29 июля 2021 г. по результатам проведенного таможенного контроля принято решение о выявлении нарушений Недорезовым С.Ю. условий временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства; 11 августа 2021 г. произведен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа; 11 августа 2021 г. вынесено уведомление N/ N о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 701 472, 31 руб.; 21 января 2022 г. вынесено уточненное уведомление N/ N о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 719 302, 28 руб.
Из содержания пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" видно, что начало течения трёхлетнего срока направления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, не связано с моментом возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.
Днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является дата регистрации расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пп. ч.2 статьи 74 Федерального закона N289-ФЗ, а именно 25.03.2021 (10209000/250321/Ф-00278).
На основании гл. 12 Федерального Закона от 03.08.2018г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный Закон N 289-ФЗ от 03.08.2018г.), до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В соответствии с положениями ст. 73 Федерального Закона N 289-ФЗ от 03.08.2018г. уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно ч.1 статьи 73 Федерального закона N289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
На основании части 19 статьи 73 Федерального закона N289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
Таким образом, законом отводится определенный срок на добровольное исполнение возникшей у лица обязанности по уплате таможенных платежей, о суммах которых таможенный орган извещает декларанта путем направления соответствующего уведомления.
В связи с наличием возможности добровольной уплаты таможенных платежей до направления вышеназванного уведомления, срок направления такого уведомления не привязан к моменту возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.
В связи с этим, судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда пришла к правильному выводу о том, что оспариваемое уведомление соответствует требованиям закона.
Доводы представителя административного истца о том, что Псковская таможня была извещена о хищении транспортного средства еще в 2017 г, что следует из ее ответа от 28 апреля 2017 г. N, направленного в адрес Недорезова С.Ю, и, соответственно, должна была принять меры по начислению таможенных пошлин и налогов еще в 2017 г, судебная коллегия находит несостоятельными.
Из ответа Псковской таможни от 28 апреля 2017 г. N видно, что Недорезов С.Ю. сообщил в таможенный орган о хищении автомобиля в ноябре 2016 г, однако какие-либо обстоятельства угона транспортного средства, а также документы, подтверждающие данный факт и свидетельствующие о принятых им мерах, не представил. В связи с этим, Псковская таможня в ответе предложила представить необходимые сведения и документы, разъяснила требования законодательства в части временного ввоза транспортных средств.
Сообщение Недорезова С.Ю. о хищении транспортного средства без документального подтверждения данного факта не является основанием для направления таможенным органом уведомления.
В соответствии с приведенными выше положениями ФЗ N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, который устанавливается по результатам таможенного контроля и проверочных мероприятий.
При таких обстоятельствах, оснований согласиться с доводами о нарушении сроков направления уведомления судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о пропуске срока исковой давности судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, и вывод суда первой инстанции, что данный вопрос подлежит разрешению судом в рамках рассмотрения административного иска таможенного органа о взыскании с Недорезова С.Ю. неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней, является правильным.
Закон не содержит положений, обязывающих таможенные органы направлять уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в течение трех лет с момента возникновения обязанности их уплаты, поэтому доводы истца в этой части несостоятельны.
Приобретение гражданства Российской Федерации в силу норм таможенного законодательства не является обстоятельством, влекущим прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского городского суда Псковской области от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 27 октября 2022 года по административному исковому заявлению Недорезова С. Ю. к Псковской таможне о признании уведомления о неоплаченных таможенных платежей незаконным, обязании отменить уведомление и снять транспортное средство с таможенного контроля, оставить без изменения, кассационную жалобу Недорезова С. Ю. - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 25 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 27 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.