Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Гетманцева А. В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1891/2022 по административному исковому заявлению Гетманцева А.В. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гетманцев А.В. обратился в Ухтинский городской суд Республик Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации в сумме 50 000 руб, мотивируя тем, что 10 марта 2022 года было нарушено его право прогулки.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Гетманцева А.В. к ФКУ-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, взыскании денежной компенсации отказано.
В кассационной жалобе Гетманцева А.В, поданной 20 декабря 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2023 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 сентября 2022 года, как необоснованного, удовлетворив заявленные административным истцом требования.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17
"О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, предметом проверки суда кассационной инстанции по настоящему делу являются решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 сентября 2022 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Гетманцев А.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми с 25 марта 2014 года, периодически убывал в иные пенитенциарные учреждения.
10 марта 2022 года в 10 час. 00 мин. Гетманцев А.В. был водворен вштрафной изолятор.
В соответствии с частью 1 статьи 93 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации.
Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения (часть 2 статьи 93 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 20 действовавших в рассматриваемый период Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (утратил силу в связи с изданием приказа Минюста России от 4 июля 2022 года N 110), в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Пунктом 16 приведенных Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, в том числе соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении (абзац 3).
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно распорядку дня, установленному ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми осужденные, содержащиеся в ШИЗО, выводятся на прогулку с 07 час. 30 мин. до 09 час. 20 мин. Прогулка осужденных, находящихся в ШИЗО осуществляется один раз в день продолжительностью 01 час. 30 мин.
Судами также установлено, что 10 марта 2022 года все осужденные, содержавшиеся на тот момент в штрафном изоляторе, выводились на прогулку.
В тоже время из установленных судами в ходе рассмотрения дела обстоятельств следует, что административный истец был водворен в камеру ШИЗО в 10 час. 00 мин, в связи с чем в период времени, который установлен распорядком дня для вывода на прогулку в штрафном изоляторе (с 07-30 до 09.20), административный истец не мог находиться на прогулке.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что прогулка 10 марта 2022 года не была предоставлена административному истцу в связи с организационными мероприятиями, предшествующими водворению в ШИЗО и фактическому водворению в ШИЗО по окончанию времени отведенного распорядком дня для прогулки, при этом систематического нарушения права административного истца на ежедневную прогулку не установлено.
Также суд не усмотрел каких-либо подтверждений довода административного истца об умышленном не предоставлении ему прогулки, с целью унизить его достоинство и причинить нравственные страдания, либо причинить вред его здоровью, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не установил.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было, выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми незаконного бездействия по обеспечению Гетманцева А.В. ежедневной прогулкой, непредставление которой в день водворения в ШИЗО обусловлена исключительно соблюдением должностными лицами исправительного учреждения распорядка дня, установленного в ШИЗО ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми и обязательного к применению.
В рассматриваемом случае невозможность использования Гетманцевым А.В. 10 марта 2022 года, в день водворения в ШИЗО, обусловлена объективными причинами
Отсутствие прогулки не носило систематический характер, не свидетельствует о существенном нарушении прав административного истца, и не может расцениваться как унижающее честь и достоинство.
В целом доводы кассационной жалобы Гетмаицева А.В. аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки судов, в постановленных по делу судебных актах им дана надлежащая оценка.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гетманцева А. В. - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.