Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Устьянского муниципального района Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 14 сентября 2022 года по административному делу N2а-137/2022 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Устьянского муниципального района Архангельской области, администрации городского поселения "Октябрьское" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя прокуратуры Архангельской области - Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Устьянского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Устьянский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к администрации Устьянского муниципального района Архангельской области, администрации городского поселения "Октябрьское" Устьянского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по образованию земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, возложении обязанности в срок по 31 декабря 2022 года организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавших право на получение земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В обоснование административного иска указано на результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено отсутствие необходимого количества сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой, в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 18 мая 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 14 сентября 2022 года решение Устьянского районного суда Архангельской области от 18 мая 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Устьянского муниципального района Архангельской области, администрации городского поселения "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области, выразившееся в непринятии мер по образованию земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям.
На администрацию Устьянского муниципального района Архангельской области и администрацию городского поселения "Октябрьское" Устьинского района Архангельской области возложена обязанность в срок по 31 декабря 2023 года, исходя из имеющегося земельного фонда, организовать образование земельных участков с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, состоящим в реестре многодетных семей, желающим приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавшим право на получение земельного участка.
В кассационной жалобе администрации Устьянского муниципального района Архангельской области, поданной 22 декабря 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2023 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 14 сентября 2022 года, оставив в силе решение Устьянского районного суда Архангельской области от 18 мая 2022 года
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 14 сентября 2022 года в кассационном порядке, допущено не было. Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции верно, выводы суда материалам дела не противоречат.
Подпункт 6 статьи 39.5 и пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют право однократного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков,, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В Архангельской области указанное право реализуется гражданами на основании Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан".
В целях учета граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки, в силу пункта 4 статьи 2.3 названного Закона Архангельской области органами местного самоуправления муниципальных районов ведутся реестры многодетных семей.
Предоставление земельных участков указанной категории граждан осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (пункт 6 статьи 2.3 Закона Архангельской области "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан").
Пункты 7 и 8 статьи 2.3 Закона Архангельской области "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" предусматривают, что органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Как также установлено судами, формирование земельных участков в целях реализации жилищных прав указанной категории граждан осуществляется путем реализации мероприятий муниципальной программы муниципального образования "Устьянский муниципальный район" "Управление муниципальным имуществом муниципального образования "Устьянский муниципальный район", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" от 12 ноября 2019 года N 1428, которой предусмотрено формирование 20 земельных участков ежегодно в течение 2020- 2024 годов.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченными органами местного самоуправления с учетом финансовых возможностей местных бюджетов принимаются исчерпывающие и эффективные меры, направленные на реализацию права многодетных семей на улучшение жилищных условий, в связи с чем не усмотрел оснований для вывода об их неправомерном бездействии.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав, что принимаемые уполномоченными органами местного самоуправления меры являются явно недостаточными, неэффективными и не позволяют в полном объеме обеспечить граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также особой поддержке государства с учетом их статуса, земельными участками в полном объеме.
Исходя из установленных по делу обстоятельств выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит правильными.
Из материалов дела следует, что из состоящих в соответствующем реестре многодетных семей, заявивших о желании реализовать право на получение земельного участка, по состоянию на 5 апреля 2021 года 17 семей обратились с соответствующими заявлениями в 2014 году, 29 семей - в 2015 году, 32 семьи - в 2016 году.
Действительно, федеральным законодательством и законодательством Архангельской области конкретные сроки предоставления земельных участков многодетным семьям не определены.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, ожидание предоставления земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства более 6-8 лет фактически нивелирует цели и задачи указанной меры социальной поддержки данной категории граждан, направленной на обеспечение надлежащих, комфортных жилищных условий семьям, имеющих трех и более детей, именно в период их воспитания и взросления, стимулирование деторождения, и, в конечном счете, улучшение демографической ситуации в целом.
Указывая на то, что на дату рассмотрения дела как на территории муниципального района так и на территории городского поселения имеется достаточное количество свободных от прав третьих лиц земельных участков, сформированных для целей предоставления многодетным семьям, административные ответчики не учитывают, что этого количества объективно недостаточно для обеспечения потребностей всех состоящих в реестре лиц данной категории.
Реализация администрацией Устьянского муниципального района Архангельской области программных мероприятий, предусмотренных постановлением названного органа местного самоуправления от 12 ноября 2019 года N 1428, также не может быть признана достаточной для решения проблемы улучшения жилищных условий этой категории граждан.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что формируемые для предоставления молодым семьям земельные участки, не имеют требуемой инфраструктуры, за исключением подъездных путей, в связи с чем многие заявители отказываются от предоставления фактически сформированных на территории муниципального района земельных участков.
Доводы кассационной жалобы об обратном по существу сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При установленных обстоятельствах дела вывод суда апелляционной инстанции о неисполнении органами местного самоуправления обязанности по обустройству соответствующих территорий, которая должна осуществляться в рамках работ по формированию предназначенных для целей предоставления многодетным семьям земельных участков (пункт 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан"), следует признать правильным.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Устьянского муниципального района Архангельской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 14 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.