Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Миронова А. АлексА.а на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1733/2022, по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республики Коми об установлении административного надзора в отношении Миронова А.А.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Миронова А. АлексА.а сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений в виде: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в данных мероприятиях; обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение на выезд за пределы избранного места жительства; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов вечера до 06:00 часов утра.
В обоснование заявленных требований указано, что Миронов А.А. освобождается из мест лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022 года, административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми удовлетворено частично.
Установлен в отношении Миронова А.А. административный надзор до погашения судимости по приговору Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 июня 2020 года, на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов следующего дня, за исключением времени нахождения на работе в вечернюю и ночную смены в соответствии с графиком работы. Срок административного надзора определено исчислять со дня постановки Миронова А.А. на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В кассационной жалобе Миронова А.А, поданной 18 декабря 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 января 2023 года, ставится вопрос об отмене решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года и изменении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022 года, отменив административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом (часть 1); в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Миронов А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по приговору Ухтинского городского суда от 25 июня 2020 года по пункту "г" части 3 статьи 158 УК РФ, то есть за совершение преступления, отнесенного УК РФ к категории тяжких преступлений. Отягчающим наказание обстоятельством согласно приговору признан рецидив преступлений, который при совершении указанного преступления являлся опасным.
Миронов А.А. ранее судим:
3 марта 2017 года Сосногорским городским судом Республики Коми по пунктам "а. б. в" части 2 статьи 158 УК РФ к 8 месяцем лишения свободы, статья 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 1 год;
15 сентября 2016 года мировым судьей Промышленного судебного участка г. Сосногорска по статье 319 УК РФ к 120 часам обязательных работ; постановлением мирового судьи Промышленного судебного участка г. Сосногорска от 16 января 2017 года обязательные работы заменены на 9 дней
лишения свободы; освобожден 17 февраля 2017 года по отбытии наказания;
23 мая 2017 года Ухтинским городским судом Республики Коми по пункту "в" части 2 статьи 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, статья 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 1 год;
13 декабря 2017 года Сыктывкарским городским судом Республики Коми по части 1 статьи 161 УК РФ к 5 месяцем лишения свободы, статья 70 УК РФ частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 3 марта 2017 года и приговору от 23 мая 2017 года, окончательно к 1 году 6 месяцем лишения свободы; освобожден 20 сентября 2018 года по отбытии наказания;
14 ноября 2019 года Ухтинским городским судом Республики Коми по
части 1 статьи 161 УК РФ к 01 году лишения свободы;
31 января 2020 года мировым судьей Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по части 1 статьи 159 УК РФ, на основании части 5 статьи 69 УК РФ (приговор от 14 ноября 2019 года), окончательно к 01 году 06 месяцам лишения свободы.
Как также установлено судами, за время отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, Миронов А.А. характеризуется отрицательно, требования режима и правил внутреннего распорядка не выполнял, имеет 34 действующих взыскания, неоднократно водворялся в ШИЗО, поощрений не имеет, поддерживает отношения с категорией осужденных отрицательной направленности. С 28 июля 2021 года признан злостным нарушителем условий отбывания и переведен в строгие условиях отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Разрешая административное дело и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что имеются основания для установления Миронову А.А. административного надзора в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", как лицу, освобождаемому из мест лишения свободы, имеющему непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, несмотря на наличие второго основания для назначения административного надзора как лицу, освобождаемому из мест лишения свободы и имеющему непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, признанному в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поскольку по первому основанию предусмотрен более длительный срок административного надзора.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, суд пришел к выводу о необходимости установления в отношении Миронова А.А. административного надзора и административных ограничений.
При определении срока административного надзора на восемь лет, суд, руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", предусматривающей установление административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 указанного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исходил из того, что в соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также с учетом данных о личности Миронова А.А. и допущенных им в период отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания, признания его злостным нарушителем условий отбывания наказания, неоднократного привлечения к уголовной ответственности, принимая во внимание характер и степень тяжести совершенных им преступлений, в том числе совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, оценив степень общественной опасности совершенного преступления, принимая во внимание совершение преступления в ночное время, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Миронова А.А. административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение на пребывание вне жилого длинного помещения являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов следующего дня, за исключением времени нахождения на работе в вечернюю и ночную смены в соответствии с графиком работы.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Административный надзор и административные ограничения в отношении Миронова А.А. установлены в соответствии с требованиями закона.
При этом административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений а также иных правонарушений со стороны поднадзорного, оказания на него индивидуального профилактического воздействия.
Установленные административные ограничения, в том числе, в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе в вечернюю и ночную смены в соответствии с графиком работы, отвечают задачам установления административного надзора и согласуются с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в силу которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что умышленное тяжкое преступление совершено при опасном рецидиве в ночное время, суд обоснованно установиладминистративное ограничение в виде запрета на пребывание вне дома в ночное время, кроме времени нахождения на работе.
При установленных обстоятельствах дела ссылки подателя кассационной жалобы на нарушение его конституционных прав, в том числе свободы совести и вероисповедания, несостоятельны.
Учитывая, что административные ограничения установлены в соответствии с перечнем, указанным в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", не носят произвольного характера, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора о предупреждении совершения Мироновым А.А. преступлений и иных правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Миронова А. АлексА.а - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.