Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 1293/2022 по административному исковому заявлению Чекменева В. В. к федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Чекменев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размер 100 000 руб.
В обоснование административного иска административным истцом указано, что отбывает наказание в отряде N 3 ФКУ ИК-19 с 06 января 2022 года, где условия его содержания не соответствуют установленным законом требованиям, а именно: отсутствует горячее водоснабжение, недостаточное количество сантехнического оборудования, нарушаются нормы жилой площади, в комнате для просмотра телевизора нехватка сидячих мест, маленькая комната для приема пищи, 1 холодильника недостаточно, тусклое освещение.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - Управление ФСИН по Республике Коми.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 10 ноября 2022 года административное исковое заявление Чекменева В.В. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Чекменева В.В. взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 500 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Чекменева В.В. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2023 года, представитель заявителей просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что выявленные нарушения не влекут безусловного нарушения прав истца и не являются основаниями для взыскания компенсации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Из пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N217-дсп.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы" установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512).
В таблице 14.3 Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, указано на необходимость оборудования умывальной общежитий исправительных колоний 1 ножной ванной и 1 умывальником на 15 осужденных, уборную - 1 унитазом и 1 писсуаром на 15 осужденных.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Чекменев В.В. осужден к лишению свободы приговором суда, отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК - 19 с 30 ноября 2021 года по настоящее время.
В период нахождения в исправительном учреждении Чекменев В.В. с 30 ноября 2021 года по 06 декабря 2021 года размещался в карантинном отделении, с 07 декабря 2021 года по настоящее время содержится в отряде N 5 (с 01 января 2022 года переименован отряд N 3).
Из материалов дела следует, что Чекменев В.В. был распределен в спальную секцию N 3 отряда N 5 (в настоящее время N 3).
Секция N 3 отряда N 5 имеет площадь 87, 6 кв.м, максимальная наполняемость секции 43 человека. В период размещения в ней административного истца содержалось от 40 до 42 осужденных.
Из справки заместителя начальника учреждения от 22 марта 2022 года следует, что в отряде N 5 (отряде N 3) установлено 8 унитазов, 3 писсуара, 10 умывальников и 1 душевая кабина (для инвалидов). Общее количество осужденных содержащихся в отряде одновременно с административным истцом составляет от 125 до 127 человек.
Согласно техническому паспорту и пояснению административного ответчика отряд имеет комнаты для хранения продуктов питания площадью 19, 8 кв.м и 12, 8 кв.м, оборудованные 4 столами и 7 скамейками (на 4 человека каждая).
При этом из материалов дела следует, что в отряде N5 одновременно с истцом в разные периоды времени содержалось от 125 до 127 осужденных.
Судами также установлено отсутствие горячего водоснабжения в общежитиях отрядов, при этом имеется горячее водоснабжение в банно -прачечном комплексе учреждения, душевых комнатах, осуществляется помывка осужденных в БПК учреждения 2 раза в неделю. Ограничения по помывке в бане отсутствуют, доказательств обратного административным истцом суду не представлено. Кроме того установлено, что в отряде имеются электрические чайники, с помощью которых осужденные могут согреть горячую воду для своих нужд.
Удовлетворяя в части заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания административного истца в исправительном учреждении не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства, а именно в части необеспечения осужденных достаточным количеством сантехнического оборудования в отряде, а также отсутствии горячей воды в помещениях отряда исправительного учреждении, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации в размере 1 500 рублей.
Иных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, на которые ссылался административный истец в своем административном исковом заявлении, которые бы в силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являлись основанием для взыскания денежной компенсации, судами не установлено.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений норм права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 1293/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 ноября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.