Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Молчанова С.Е. на решение Исакогорского районного суда Архангельской области от 6 октября 2022 года (N 2а-1033/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года (N 33а-7481/2022) по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" об установлении административного надзора в отношении Молчанова С.Е..
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Молчанова С.Е. на срок погашения судимости с установлением административных ограничений, указав, что 1 марта 2023 года Молчанов С.Е. освобождается из мест лишения свободы в связи с отбытием наказания, имеет непогашенную и неснятую судимость, в том числе за тяжкое преступление при опасном рецидиве, совершенное в ночное время.
Решением Исакогорского районного суда Архангельской области от 6 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. В отношении Молчанова С.Е. установлен административный надзор на срок погашения судимости по 3 июня 2029 года включительно, с исчислением срока со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; запрещения выезда за пределы территории Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области.
В кассационной жалобе на решение Исакогорского районного суда Архангельской области от 6 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 23 января 2023 года, Молчанов С.Е. указывает на отсутствие регистрации по месту жительства, в то время как его обязали находиться в ночное время дома, а также просит снизить срок административного надзора.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что решением Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2021 года по делу N 2а-796/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 августа 2021 года (N 33а-5487/2021), в отношении Молчанова С.Е. был установлен административный надзор на срок погашения судимости по 3 июня 2029 года включительно, с установлением соответствующих административных ограничений.
2 июня 2021 года Молчанов С.Е. освобожден из мест лишения свободы.
Приговором Октябрьского районного суда города Архангельска от 20 августа 2021 года Молчанов С.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, при рецидиве преступлений, осужден к 1 году 4 месяцам лишения свободы.
Приговором мирового судьи судебного участка N 6 Северодвинского судебного района Архангельской области от 23 декабря 2021 года с учетом апелляционного постановления Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 апреля 2022 года Молчанов С.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, при рецидиве преступлений, в соответствии с частью 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений осужден к 1 году 5 месяцам лишения свободы.
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 31 января 2022 года, с учетом апелляционного постановления Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 апреля 2022 года, Молчанов С.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, при рецидиве преступлений, в соответствии с частью 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений осужден к 1 году 8 месяцам лишения свободы.
Названые преступления были совершены Молчановым С.Е. не в период административного надзора.
Наказание в виде лишения свободы Молчанов С.Е. отбывал в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, срок окончания наказания 1 марта 2023 года.
Разрешая заявленные требования и устанавливая в отношении Молчанова С.Е. административный надзор на срок погашения судимости, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость за тяжкое преступление, совершенное при опасном рецидиве преступлений. При этом суд руководствовался разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", о том, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора; о возможности установления административного надзора вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ; установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При определении срока административного надзора, суд исходил из срока для погашения судимости за тяжкое преступление, предусмотренное частью 3 статьи 30, пунктом "г" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, истекающего 3 июня 2029 года.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
Согласно статье 2 приведенного закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 этого же Федерального закона).
Исчисление судом срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
Установленные судом административные ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения выезда за установленные судом пределы территории, с учетом отсутствия у административного ответчика регистрации по месту жительства, являются обязательными в силу части 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
При установлении административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующего дня суд первой инстанции руководствовался обстоятельствами, при которых согласно приговору суда совершались преступления, в ночное время.
Таким образом, выбранные судом виды административных ограничений не носят произвольный характер, направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на административного ответчика в целях недопущения совершения им указанных преступлений в будущем.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Исакогорского районного суда Архангельской области от 6 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года без изменения, кассационную жалобу Молчанова С.Е. - без удовлетворения.
Решение Исакогорского районного суда Архангельской области от 6 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.