Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, Судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 2924/2022 по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, обязании совершить действия для постановки на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Ленинградской области Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет асфальтированной грунтовой дороги общего пользования местного значения N 7, протяженностью 1000 п.м, расположенной в п. Черкасово Выборгского района Ленинградской области; обязать администрацию муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество - грунтовой автомобильной дороги общего пользования местного значения N 7, протяженностью 1000 п.м, расположенной в п. Черкасово Выборгского района Ленинградской области, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что вышеуказанная автомобильная дорога включена в перечень имущества администрации МО "Гончаровское сельское поселение", но не поставлена на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации права собственности на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Выборгский отдел.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 января 2023 года, представитель администрации МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Ленинградской области просят судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что распоряжением администрации МО "Гончаровское сельское поселение" от 25.03.2021 N32 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с указанным перечнем, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильных дорог, находящихся на территории МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в границах населенного пункта п. Черкасово грунтовая автомобильная дорога общего пользования местного значения N 7 протяженностью 1000 п.м. Инвентаризационный N 01110007.
Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - грунтовую автомобильную дорогу, расположенную по адресу: п. Черкасово, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение".
По сведениям администрации МО "Гончаровское сельское поселение" грунтовая автомобильная дорога общего пользования местного значения N 7 в п. Черкасово не поставлена на кадастровый учет.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отсутствие зарегистрированного права на объект и постановки на кадастровый учет дорог свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Областным законом Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 N 257 - ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости - сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, a в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 года N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суды правомерно пришли к выводу о том, что постановка на кадастровый учет асфальтированной грунтовой дороги общего пользования местного значения, включенной в перечень имущества администрации МО "Гончаровское сельское поселение" является обязательным.
Довод кассационной жалобы о том, что спорная автомобильная дорога имеет грунтовое покрытие, что в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и был правомерно отклонен ка основанный на неверном толковании норм права, поскольку данный объект включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО.
При этом ее покрытие не меняет статуса данного объекта как автомобильной дороги общего пользования.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 2924/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2022 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.